Какую роль играет мировоззрение в деятельности людей?
Во-первых, именно мировоззрение дает человеку ориентиры для всей его практической и теоретической деятельности, позволяет сформулировать цели, которые он намерен достичь в процессе своей деятельности. Одна из важнейших проблем — принять мир таким, каков он есть, или попытаться изменить его в лучшую сторону.
Во-вторых, именно мировоззрение дает людям понимание того, как достичь намеченных ориентиров и целей, вооружает людей методами познания и деятельности. Уподобляя метод фонарю, который освещает дорогу путнику, великий философ прошлого Р. Декарт говорил, что «хромой с фонарем быстрее достигнет цели, чем всадник, блуждающий в темноте».
В-третьих, на основании содержащихся в мировоззрении ценностных ориентации человек в своей деятельности получает возможность находить истинные ценности жизни и культуры, отличать действительно важное для деятельности человека по достижению им своих целей от того, что реального значения не имеет, носит ложный или иллюзорный характер. Именно в мировоззрении содержится понимание человеком мира и тенденций его развития, возможностей человека и смысла его деятельности, добра и зла, красоты и безобразия.
Менталитет человека
Что такое менталитет человека?
Происходит оно от французского слова, соответствующего русским «склад ума», «умонастроение», «душевность». Правы те специалисты, которые говорят, что точного, однозначного перевода этого термина пока нет. Но сам он употребляется достаточно широко.
Так, например, говорят о менталитете конкретного человека. Что здесь имеется в виду?
Не просто совокупность знаний, которыми он обладает.
Не только его природный или выработанный в процессе образования и самовоспитания ум или интеллект.
Не само мировоззрение как сложная система понятий, в которых отражается многообразие окружающего человека мира и осознание им своего места в этом мире.
Менталитет —совокупность всех итогов познания, оценка их на основепредшествовавшей культуры и практической деятельности, национального сознания, личного жизненного опыта.
Иными словами, это своего рода итоговый «сплав», который и определяетдуховный мир человека в целом, его подход к тем или иным конкретным практическим делам.
Считается, что в силу индивидуального процесса формирования духовного мира человека и неповторимости человеческой личности, МЕНТАЛИТЕТ — явление в основном сугубо личностное, хотя говорят и о менталитете того или иного социального слоя, например о менталитете ученого, военного, бизнесмена, юриста.
У всех представителей данного социального или профессионального слоя, в силу их практической деятельности, социального статуса (положения, занимаемого в обществе), некоторой общностижизненного пути, деятельности, которой они занимаются, имеется немало общего в складе ума, в умонастроении, иными словами — в их менталитете.
Говорят и о менталитете тех или иных народов: так, в литературе широко употребляется термин «русская душа», при этом имеется в виду целый ряд психических качеств — открытость для общения, доверчивость, терпение, тенденция к совместной трудовой деятельности (артель, община и т. д.). Разумеется, далеко не каждый представитель русского народа обладает всеми этими качествами, но сложилось мнение, что названные черты являются типичными именно для русского народа. Современная наука о национальных общностях людей — этнология — предпринимает попытки найти психологические черты, черты менталитета различных наций, народностей, иных этнических групп.
Убеждение и вера
Как связаны знание, убеждение и вера?
Мы знаем то, что познали, что получило подтверждение в наших практических делах. Например, мы знаем, что Солнце всходит на востоке, а заходит на западе, и наша повседневная жизнь постоянно подтверждает это, делая наши знания прочными, превращая их в убеждения. Мы убеждены, что и завтра, и послезавтра, и через год Солнце будет всходить на востоке, а заходить на западе. Наши убеждения покоятся на знаниях.
Но любое знание ограничиваетсявозможностями человека, возможностями времени, в котором он живет. Окружающий мир человека между тем бесконечен во времени и в пространствве.
Можно ли познать все?
В мире всегда есть непознанное и недоступное нашему сегодняшнему познанию, хотя, как уже говорилось выше, познаваемое в принципе. Там, где невозможно по тем или иным причинам познаниеоткрывается поле деятельности для веры. Мы верим там, где не знаем точно.
В убеждении - вере преобладает субъективная уверенность. Она может порождаться неосознанными эмоциями и чувствами, многообразными интуициями. При этом нет потребности в аргументации, рациональной доказательности.
В противовес этому для убеждений - знаний характерна опора на достоверную информацию, логическую обоснованность.
В жизни человека важную роль играет каждый из этих видов убеждения. Давно подмечено, что лично значимые, дорогие убеждения во многом определяют практическую деятельность, поведение человека. И не случайно многие самоотверженно отстаивают их.
А. И. Герцен писал о В. Г. Белинском: «Без возражения, без раздражения он нехорошо говорил, но когда он чувствовал себя уязвленным, когда касались до его дорогих убеждений, когда у него начинали дрожать мышцы щек и голос прерываться, тут надобно было его видеть: он бросался на противника барсом».
Убеждения присущи человеку с любым типом мировоззрения, но источники их различны.
Одним из них является жизненный опыт. Осмысливая реальные факты своего повседневного бытия, жизни окружающих людей, человек приходит к важным для себя выводам и обобщениям. Нередко, однако, убеждение возникает не в результате размышлений, а в итоге непроизвольного усвоения какого-то мнения, готового вывода или под влиянием чувств и настроений.
Например, в одной из школ старшеклассникам была предложена анкета, включавшая следующие вопросы:
1.Я уверен, что школа дает нам много лишних знаний: да, нет, не знаю (выберите ответ).
2.Моя уверенность основана на:
а)интуиции,
б)моем личном опыте,
в)опыте моих родителей,
г)мнении многих, окончивших школу,
д)наблюдении за судьбой выпускников,
е)изучении связи между школьной успеваемостью и жизнен ным успехом.
На первый вопрос большинство ответило положительно. Отбирая основания, многие выделили пункты В и Г.
А какой бы выбор сделали вы?
Большое влияние на формирование убеждения оказывает искусство.
Приведем высказывание Белинского, об ученом и поэте: «Один доказывает, другой показывает, и оба убеждают, только один логическими выводами, другой картинами. Но первого слушают и понимают немногие, второго — все».
Источником убеждений, как видно из высказывания Белинского, может стать и наука, теория. Сила таких убеждений в их обоснованности, аргументированности.
Вместе с тем, оставаясь только «головными» и книжными убеждениями, они могут не выдержать испытания в столкновении с личным опытом, повседневностью.
Мировоззрение, убеждение, вера — важнейшие составляющие духовного мира человека. Они — плод напряженных исканий, прозрений, мучительных сомнений. Но только обретя их, мы получаем твердую почву под ногами в нашем переменчивом и динамичном мире.