Цель: Ознакомление детей с жизнью диких животных в лесу зимой.
Задачи: Формировать умение выделять и охарактеризовать особенности внешнего облика животных, образа их жизни
· Заложить основы экологического воспитания
· Активизировать работоспособность детей с помощью физических упражнений
· Воспитывать бережное отношение к природе, чувство доброты, сопричастности, сопереживания ко всему живому.
· Ход занятия
· Звучит музыка “Тройка” Свиридова. На ее фоне воспитатель читает стихотворение Марины Серовой “Зима”.
·
· Снег, снежок летит, кружится. Что ты шепчешь нам, зима? Пролетаешь ты, как птица: Перья сыплешь из крыла.
· Все дорожки и тропинки Пухом белым замело, И морозом так чудесно Разрисовано стекло!
·
· Воспитатель приглашает детей на прогулку в зимний лес. На полянке детей встречает Старичок – Лесовичок, который загадывает загадки о животных:
·
· Кто с высоких сосен в ребятишек шишку бросил? (белка ).
· Любит груши и мед, сладкоежкою слывет А еще могу сказать, очень любит он поспать. (медведь ).
· Сердитый недотрога живет в глуши лесной Иголок очень много, а нитки ни одной (еж).
· Рыжая, с пушистым хвостом, живет в лесу под кустом (лиса).
· Кто зимой холодной ходит злой, голодный? (волк).
· Летом белый, зимой серый? (заяц).
· Физминутка: “Прогулка в зимнем лесу”.
· Мы пришли в зимний лес! Сколько здесь вокруг чудес! Справа березка в шубке стоит, Слева елка на нас глядит. Снежинки на небе кружатся. И тихо на землю ложатся. Вот и зайка проскакал. От лисы он убежал. Это серый волк рыщет, Он себе добычу ищет. Все мы спрячемся сейчас! Не найдет тогда он нас! Лишь медведь в берлоге спит, Так всю зиму и проспит.
·
· Кукольный театр: Лесные звери – куклы встречают детей на полянке и рассказывают о том, как они зимуют.
· Белка: Я белка, веселый зверек . По деревьям скок да скок. А зимой я меняюсь, в шубку серую переодеваюсь. Меньше приходится прыгать, скакать, силы надо беречь, сохранять. всю осень Дупло утепляла: пуха, соломки туда натаскала. К зиме готовила запас: грибы, орехи, ягоды, чтоб зимой не голодать. Где ж еду в мороз достать? Трудно белке зимовать... Когда долгая зима, когда снежная она, когда сильные морозы к людям я тогда скачу, помощи у них ищу.
· Еж: Зимой я крепко сплю, зарывшись в теплую нору. Готовил с осени запас: грибы и ягоды припас. Трудился, не ленился! Меня вот разбудили и к вам , ребята пригласили, чтоб о себе все рассказать. Сюда б медведя я позвал, но он в берлоге крепко спит и будить его нельзя. Он с осени свой жир копил, много ел и много пил. Нам с медведем зимой одна работа: крепко спать и весны ждать.
· Заяц:Я – заяц! Расскажу, как живется мне в лесу. К зиме, ребята, побелел, шубку новую надел. Под кусточком присяду, спрячусь под сосной. Не увидит, не узнает зверь меня лесной. Я хотя и не трус, но всего, всего боюсь. Очень трудно зимой бывает, когда сильный мороз и еды не хватает. А питаюсь я корой, ягодой замерзшей. Что под снегом заяц найдет, все ему впрок пойдет. Вы ж зайчат не обижайте, вы им лучше помогайте. Где еды приберегите, не пугайте, не гоните.
· Лиса: Я зимы не боюсь! В шубу теплую ряжусь. Хвост красивый какой, мне он нравится самой! Живу в норе. Там сплю, отдыхаю, а затем охотиться начинаю. Ищу мышку полевую или живность какую. Хочу зайца поймать, но мне его не догнать. Об этом наверное мало кто знает, но и мне зимой трудно бывает. Иногда бегаю целый день, а еды нет ни какой.
· Старичок – Лесовичок рассказывает о волке: А еще есть верь лесной, он ребята, очень злой. Вы с ним даже не встречались, вы его бы испугались. Угадайте! Это волк. Я сам расскажу как зимует он в лесу. Волки в одиночку не ходят , они стаями бродят, серые, худые, голодные и злые. Воют сильно по ночам, даже страшно зверям. Лучше им не попадаться, надо их остерегаться. Но и волку трудно зимой, еды не хватает и он голодает. Старичок – Лесовичок обращается к ребятам:
· А теперь поиграем в игру “Накорми зверей и птиц”. В этом Чудесном мешочке находится пища для зверей и птиц.(зерно, орехи, мед, сыр, морковка, яблоко и т.д.).Вы должны на ощупь определить, что это за еда, для кого она. Подходят к игрушкам и угощают их.
· Игра: “Назови ласково” . Ребята, видите как повеселели лесные жители? Давайте назовем их ласково.
· Указываю на игрушку и называю ее, а дети образовывают уменьшительно – ласкательные слова.
· Белка – белочка, сова – совушка, медведь – медведушка, лиса – лисонька, заяц – зайчик и т. д. Старичок-Лесовичок: Дети, вы можете на пальчиках показать мне волка, белочку, медвежонка? Хорошо, покажите мне.
·
· Пальчиковая гимнастика. (дети с помощью пальцев изображают лесных жителей).
· Давайте подарим лесным жителям их портреты. ИГРА: “Сложи открытку”. Двое детей на фланелеграфе у доски, а остальные за столами собирают разрезные пазлы с изображением зверей и птиц.
· Теперь поиграем в игру: “Один – много” Я называю птиц и зверят в единственном числе, а вы во множественном.
· Старичок – Лесовичок знакомит детей с пословицами о природе:
· Птиц, зверей оберегайте и всегда им помогайте!
· Кто природу губит, тот свой край не любит.
· Кто умеет добрым быть, тот сможет природу беречь и любить.
· Воспитатель: Вот и закончилась наша прогулка по зимнему лесу. О зимовьи каких лесных зверей мы сегодня узнали? Как живется им зимой в лесу? Как мы должны относиться к окружающей нас природе, к диким животным, птицам?