Сущность этой формы деятельности состоит в обеспечении необходимых социальных условий функционирования общества в интересах людей (семьи, детей, женщин, пенсионеров и пожилых людей, развития образования, здравоохранения и культуры). Именно она обеспечивает уровень "качества жизни", показателя социального развития стран, введенного ООН. Общество не может существовать, не осуществляя социально-экономическую деятельность с учетом идей гуманизма и справедливости. Первым условием экономического хозяйствования являются отношения общества с природой - кладовой всех ресурсов и материалов материального производства. Но современные отношения человечества с природой содержат серьезную опасность экологического кризиса. Для его преодоления необходимы разум и энергия всех народов, всех стран. Для врача забота о природе означает заботу о человеке, о больном, поскольку всем нам необходимы чистые вода, воздух, море, продукты и т.д.
Следствием этой ситуации становится поиск человеком эффективных социальных форм совместной жизни и деятельности народов и каждого народа, каждой семьи. Важное место здесь принадлежит системе здравоохранения и медицине, которые выполняют ответственную социальную задачу охрану человека и его здоровья. Особенно возрастает роль лечебно-профилактической деятельности общества и врачебного корпуса.
ДУХОВНО- ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА
Эффективность материально-производственной и социально-экономической деятельности не может быть достигнута без определенной системы знаний о мире и человеке, без понимания целесообразности своей деятельности в обществе для каждого человека. А знания приобретаются в процессе практической и познавательной деятельности. Ведь человек всегда познает не ради любопытства, а с какой-то практической потребностью. И при этом расходует свой разум, чувства, волю, свои психические силы. Роль каждого из них в духовно-познавательной деятельности человека велика, необходимо каждому научиться пользоваться своими способностями для решения личных и общественных потребностей.
Формой духовно-практической деятельности человека выступает наука - особый социальный институт, призванный обеспечить человека точными, объективными знаниями. Именно в науке находит свое проявление человеческая рациональность. Сама эта деятельность должна соотноситься со всей культурой человечества, с гуманизмом.
Но наряду с рациональным элементом сознания, человек обладает и иррациональным элементом (чувства, страх перед непознанным, неосознаваемость части познанного). Ведь человек подвержен гипнозу, различным аффектам, фобиям, способен к непродуманным поступкам.
Отсюда вытекает вывод: любая духовно-познавательная деятельность человека своим объективным критерием должна иметь гуманистическую культуру, нравственность в виде общечеловеческих ценностей общественной жизни.
ХАРАКТЕР ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Все формы деятельности человека и общества имеют общую черту – творческий характер. Творчество принято понимать каксоциально-развитую и направленную деятельность человека на основе человеческой культуры. Она имеет поэтому всегда культурно-гуманистическое измерение.
Основаниями творчества в деятельности человека являются:
- постоянное познание объективных законов природы и общества для обеспечения разнообразных форм деятельности;
- а также отражение гуманистических форм человеческого общежития, поиска их в историческом развитии общества.
Творческий характер деятельности человека придает смысл и ценность самой жизни каждого человека. А он состоит в том, чтобы пройти свой жизненный путь с достоинством, овладев культурой предшествующих поколений и внеся в сокровищницу культуры свою, пусть маленькую, частицу труда и духовного роста. Иначе говоря, найти свое счастье в единстве с человечеством, в разрешении его жизненных проблем в каждую историческую эпоху. Главный вывод лекции - именно в осознанной деятельности человек находит свое место в жизни, утверждает свою социальную природу, проявляет себя как творческая, свободная индивидуальность. Вне определенной деятельности - нет человека, нет творчества, самореализации