Решение глобальных проблем современности – это общее дело всего человечества. Человечество должно выработать эффективные формы сотрудничества, которые позволил бы всем странам действовать сообща, несмотря на различия социально – политических, религиозных, этнических и иных мировоззренческих ориентаций. А для этого оно должно опираться на определенные базисные ценностные ориентации. Многие современные философы считают, что такими базисными ориентациями могут быть ценности гуманизма.
Гуманизм как определенная система ценностных ориентаций и установок, доведения до логического конца, получает значение общего идеала. При таком подходе человек рассматривается как высшая цель общественного развития, в процессе которого обеспечивается создание необходимых условий для полной реализации всех его потенций, достижения гармонии в социально-экономической и духовной сфере жизни, наивысшего расцвета конкретной человеческой личности. Другими словами, высшая цель человечества заключается, очевидно, в достижении полного осуществления принципов гуманизма как торжества человеческого начала. Гуманизм в этом смысле не следует понимать односторонне, только как полную реализацию человеческого начала в духовной сфере, морально-нравственных отношениях. Гуманистическое начало неразрывно связано со всеми сферами жизни людей, в том числе и с общественным производством, и с системой производственных отношений, поскольку без удовлетворения материальных потребностей общества и человека, ни о каком духовно-нравственном развитии личности не может быть и речи.
Наряду с этими подходами, в современной философской литературе чаще всего подчеркивается, что реализация принципов гуманизма означает проявление общечеловеческого начала. Гуманизм, в соответствии с таким подходом, определяется как система идей и ценностей, утверждающих универсальную значимость человеческого бытия в целом и отдельной личности в частности. Общечеловеческое в таком подходе рассматривается как нечто значимое не для какого-то ограниченного круга людей, а как-то, что имеет значение для всего человечества. Это могут быть те или иные конкретные ценности и материальные объекты, от достаточного количества, которое зависит существование человечества. Или, наоборот, избыток таких объектов, отсутствие должностного контроля над ними составляют угрозу человечеству. Таким образом, глобальные проблемы современности – осознание трагических перспектив человечества перед лицом ядерной угрозы, угрозы голодной смерти и экологической катастрофы - вынуждают человечество преодолевать узкий горизонт локальных, партикулярных, относительных ценностей и обратиться к поиску ценностей общечеловеческих. К этому человечество побуждает не только стремление к выживанию, инстинкт самосохранения, но и глубокая потребность человека в органической связи с другими людьми, которое стало ныне более осознанной и более настоятельной, что выражается в таком, еще очень мало исследованном явлении как рост планетарного сознания. На неизменно более высоком уровне, при сохранении богатства индивидуального самовыражения, человечество как бы обращается к времени, когда в индивиде видели не только представителя рода, племени, общины, а представителя всего рода человеческого. Данный круг общечеловеческих ценностей является следствием исторической необходимости, он носит приземлённый характер и способствует лишь внешнему объединению людей в борьбе за выживание. Однако наряду с данным значением термин “общечеловеческие ценности” имеет более широкий характер.
Заключение.
В настоящее время в мире существует большой спектр глобальных проблем, который постоянно пополняется новыми проблемами. Отсюда возникает необходимость поиска их причин, возможных последствий и способов борьбы с ними. Причем решение проблем перспектив развития человечества зависит, безусловно, от самого человека. Причем человека творческого, талантливого, обладающего разносторонними знаниями, способного в комплексе видеть современные явления и процессы. Именно такие люди способны решить складывающиеся проблемы.
Конечно, мы верим в могущество науки, но все же есть и проблема границ человеческих возможностей, границ научного знания. Не слишком ли сложна задача, стоящая перед наукой и человеком, и не слишком ли мало времени отведено для ее решения? Ведь спасительные открытия должны быть совершены в ближайшие 10–20 лет, не требовать от общества слишком больших затрат для реализации и быстро дать глобальный эффект.
Некоторые исследователи считают, что концепция устойчивого развития, используемая все чаще как безотказное оружие в политических и экономических баталиях, несмотря на все усилия многочисленных ее адептов, представляется слишком неконкретной, чтобы всерьез говорить о ней как о спасении цивилизации. Конкретных предложений высказывалось тоже немало, но все они воспринимаются мировым сообществом крайне сдержанно. Не вызывает сомнений одно: рыночная экономика в принципе неспособна решить возникшие проблемы, ибо по своей сути ориентирована на неограниченное удовлетворение спроса. А нам, похоже, предстоит смириться с сознательными ограничениями. Глобальная стратегия должна быть направлена не на постоянно увеличивающийся рост потребления, а на разумное его ограничение и перераспределение, а также развитие оптимальных, адекватных технологий организации общественной жизни.
Можно согласиться с мнением Генерального секретаря ООН Кофи Анана (1999), что термин «устойчивое развитие» должен рассматриваться не как заклинание, не как уход от решения проблем будущего, а как безотлагательный призыв к конкретным действиям. Надо договариваться всем странам (и богатым, и бедным), на чем следует сосредоточиться в первую очередь. Безусловно, приоритетным направлением в этом смысле остаются безотходные технологии (на них экономить — преступление перед человечеством). Непростые задачи стоят и перед гуманитариями. Академик Н.Н. Моисеев не раз подчеркивал, что будущее мира немыслимо без новой этики и морали. Принцип «не навреди себе и ближнему» должен быть дополнен: «веди себя так, чтобы потомкам было лучше, чем тебе». Иначе не выжить. А так, как живет человечество сегодня, действительно дальше жить нельзя и все больше становится невозможным.
Таким образом, глобальные проблемы современности являются комплексными и всеобъемлющими. Они тесно переплетены между собой, с региональными и национально-государственными проблемами. В их основе – противоречия глобального масштаба, затрагивающие основы существования современной цивилизации. Обострение этих противоречий в одном звене ведет к деструктивным процессам в целом, порождает новые проблемы. Разрешение глобальных проблем осложняется также и тем, что пока еще низок уровень управления глобальными процессами со стороны международных организаций, их осознания и финансирования со стороны суверенных государств. Стратегия выживания человека на основе решения глобальных проблем современности должна вывести народы на новые рубежи цивилизованного развития.
Список использованной литературы
1. Канке В.А. Философия: Учебное пособие для студентов высших и средних специальных учебных заведений.— М.: Логос, 2001.— 272 с.
2. Вернадский В.И., Научная мысль как планетарное явление. – М.: Наука, 1991. – 271 с.
3. Голубенцев В.О, Данцев А.А, Любченко В.С., «Философия для технических вузов». Серия «Высшее образование». Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 2004. – 640 с.
4. Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. - М.: Молодая гвардия, 1990.
5. Моисеев Н.Н. Современный антропогенез и цивилизационные разломы. Эколого-политологический анализ. // Вопросы философии.- 1995.- №1.- с. 3-30.
6. Хорошавина С.Г., Концепции современного естествознания. Курс лекций / Ростов н/Д: «Феникс», 2003. – 480 с.