Из года в год возрастает численность студентов, прерывающих получение образования в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования художественного профиля, специализирующихся на подготовке работников сферы культуры и искусства. Причины падения спроса на творческие специальности, в частности в сфере библиотечного или музейного дела, в низкой стоимости труда специалистов на рынке труда, трудности интеграции выпускников в художественное пространство Санкт-Петербурга, в отсутствии возможностей для реализации творческих идей. Помимо этого необходимо отметить недостаточный уровень квалификации педагогов, не способных к обучению специалистов нового поколения.
1.5. Ограниченность возможностей для дополнительного художественного образования детей и юношества
Дефицит учреждений дополнительного художественного образования, недостаточность ресурсной базы ряда учреждений дополнительного художественного образования, кадровый дефицит, слабо выраженная преемственность поколений в педагогической среде, несистематическое применение новых образовательных технологий и методов в учреждениях дополнительного художественного образования, неустойчивая связь учреждений дополнительного художественного образования с учреждениями культуры и искусства, ограниченность круга фестивалей и конкурсов для молодых авторов и исполнителей, недостаточность поддержки негосударственных некоммерческих организаций, работающих в системе дополнительного художественного образования, – все эти факторы существенно затрудняют вовлечение в культурные процессы подрастающего поколения, препятствуют преемственности традиций и воспроизводству культурной сферы в целом.
1.6. Недостаточная доступность культурных услуг широким слоям населения
При стабильном уровне спроса на культурные услуги в Санкт-Петербурге тем не менее наблюдается падение общей культуры горожан. Особенно отчетливы эти процессы на периферии Санкт-Петербурга и затрагивают интересы граждан, живущих в отдаленных от центра Санкт-Петербурга районах. Проблемы, требующие решения: недостаточная обеспеченность ряда районов Санкт-Петербурга библиотеками, культурно-досуговыми учреждениями, учреждениями дополнительного образования детей и концертными залами; ограниченность культурного предложения для жителей удаленных районов Санкт-Петербурга; в ряде случаев – отсутствие культуры «шаговой доступности» из-за неразвитости инфраструктуры; редкость культурно-досуговых мероприятий с участием популярных исполнителей и звезд, осуществляемых на периферии Санкт-Петербурга; ограниченность культурного предложения для детей и молодежи; отсутствие предложений системного досуга для пенсионеров и малообеспеченных слоев населения; недостаточная доступность культурных услуг и творческой деятельности для лиц с ограниченными физическими возможностями; недостаточность ориентации на потребности мигрантов, представителей различных национальных культур.
1.7. Низкий уровень заработной платы сотрудников государственных учреждений культуры
Несмотря на определенный рост заработной платы сотрудников бюджетной сферы в целом и сферы культуры в частности, уровень заработной платы в данной области гораздо ниже зарплат в экономике, юриспруденции, менеджменте и слабо соотносится с реальными потребностями жителя мегаполиса. Так, по итогам первого полугодия 2011 года отношение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников государственных учреждений культуры и искусства к среднемесячной заработной плате работников, занятых в экономике Санкт-Петербурга, составило 69 процентов.Низкая стоимость на рынке труда специалистов в области культуры, сотрудников музеев, библиотек, образовательных учреждений художественно-творческих направлений ведет к кадровому дефициту, оттоку молодежи, отсутствию конкуренции и, как следствие, к снижению уровня квалификации сотрудников, к преобладанию удельного веса сотрудников пенсионного возраста, к снижению качества культурных услуг, оказываемых населению.
1.8. Отсутствие системной государственной поддержки негосударственного некоммерческого сектора сферы культуры
В условиях несформировавшейся законодательной базы по вопросам регулирования деятельности негосударственного некоммерческого сектора сферы культуры сотрудники фондов, общественных организаций, некоммерческих организаций, созданных в иных организационно-правовых формах, не располагают возможностями для планомерной и эффективной работы, теряют кадры и часто прекращают свою деятельность. В то же время, очевидно, что системное участие негосударственного некоммерческого сектора в сфере культуры позволяет решить комплекс проблем, в первую очередь связанных с приростом человеческого капитала и компенсацией культурных потребностей социально незащищенных слоев населения.
1.9. Недостаточная развитость информационного пространства сферы культуры
В петербургском медиа-пространстве на настоящий момент наблюдается определенный пробел в сфере, относящейся к освещению вопросов культуры и культурной жизни Санкт-Петербурга. При обилии явно ангажированных проектов и в печатных изданиях, и в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», практически отсутствует ресурс информации, поступающей с исключительно информативной целью, то есть объективной, своевременной и нерекламного характера. Недостаточная информированность населения Санкт-Петербурга о предоставляемых культурных услугах приводит к фактической недоступности имеющегося культурного предложения. Объемная среда интернет-пользователей оказывается выключенной из культурного процесса. Неразвитость единого культурно-информационного пространства ведет к ослаблению внимания к культурным событиям, к уменьшению возможной численности потребителей культуры и понижению конкурентной способности культуры на рынке досуга: масс-медиа и индустрии развлечений.
Наряду с перечисленными существует ряд социально-экономических проблем, которые также оказывают негативное влияние на развитие и потребление культуры в Санкт-Петербурге. К числу наиболее острых проблем следует отнести рост числа семей мигрантов, имеющих детей и требующих культурной адаптации, прирост населения за счет приехавших на работу, которые в свою очередь нуждаются в культурном просвещении, рост числа детей и подростков из неблагополучных семей, прерывающих обучение в средней школе, и, как следствие, выпадающих из культурного пространства, последствия градостроительных ошибок, приведших к уничтожению культурных памятников и очагов культуры, отсутствие достаточного для воспроизводства культуры финансирования и ряд подобных проблем, тормозящих развитие сферы культуры.
В связи с широким спектром факторов, оказывающих влияние на формирование государственной политики в сфере культуры, достижение целевых значений стандартов проживания в Санкт-Петербурге возможно лишь при комплексном воздействии на все стороны этого процесса, что диктует необходимость применения программно-целевого метода решения перечисленных выше проблем в области культуры.
Реализация программно-целевого метода в решении вопросов культуры позволит обеспечить достаточно высокий уровень межведомственной координации. Сохранение и укрепление культуры, создание условий для модернизации всей сферы культуры и новаторства, для повышения уровня художественного образования, для увеличения количества потребителей культурных услуг возможно только при комплексном взаимодействии различных ведомств, организаций и самих участников культурного процесса.
Использование программно-целевого метода дает возможность осуществлять меры по повышению качества жизни горожан, что должно привести к улучшению основных параметров жизни каждого петербуржца.
2. Характеристика системы учреждений Санкт-Петербурга, предоставляющих культурные услуги
На территории Санкт-Петербурга осуществляют свою деятельность 201 учреждение в сфере культуры, финансируемое из бюджета Санкт-Петербурга, в том числе:
27 театров разной направленности, из которых 21 театр находится в ведении Комитета по культуре;
15 концертных организаций, из которых 14 концертных организаций находятся в ведении Комитета по культуре;
26 музеев (41 – с учетом филиалов), в том числе музеи-заповедники, из которых 17 (31 – с учетом филиалов) находятся в ведении Комитета по культуре;
21 общедоступная библиотека (193 – с учетом филиалов), из которых 5 библиотек (22 – с учетом филиалов) находятся в ведении Комитета по культуре;
7 учреждений кинопоказа (12 – с учетом филиалов), из которых 3 (8 – с учетом филиалов) учреждения находятся в ведении Комитета по культуре;
26 культурно-досуговых учреждений, из которых 1 учреждение находится в ведении Комитета по культуре и 1 является муниципальным учреждением культуры;
4 парка, из которых 1 – Центральный парк культуры и отдыха им.С.М.Кирова находится в ведении Комитета по культуре;
72 государственных образовательных учреждения, в том числе 7 учреждений среднего профессионального образования, находящиеся в ведении Комитета по культуре, 63 учреждения дополнительного образования детей, из которых 42 находятся в ведении Комитета по культуре, 2 иных образовательных учреждения, находящиеся в ведении Комитета по культуре;
3 иных государственных учреждения в сфере культуры, находящиеся в ведении Комитета по культуре.
Также в Санкт-Петербурге в форме государственного унитарного предприятия функционирует «Ленинградский зоологический парк».
Помимо этого культурные услуги в Санкт-Петербурге оказывают учреждения, находящиеся в ведении Российской Федерации, а также частные организации.