· Для класса болезней
· Для отдельных нозологических единиц
Источник
· Внутреннее (генетическое, фенотипическое)
· Внешнесредовые (социально-бытовые, производственные, инфекционные, психологические, поведенческие, экологические, климатические и др.)
Значимость
· Ведущие
· Второстепенные
Стабильность
· Постоянные (природные, экологические, генетические)
· Непостоянные (инфекционные, социально-бытовые, производственные и др.)
Время действия
· Действовавшие ранее
· Действующие сегодня
Возможность управления (устранения)
· Неуправляемые (генетические, фенотипические у индивидуума, возраст, пол и др.)
· Управляемые (экологические, профессиональные, психологические, поведенческие, социальные, медико-биологические и др.)
Уровни управления
· Зависящие от индивидуума (не информирован, информирован, но не выполняет)
· Зависящие от медицинской службы (качество организации профилактики, лечения, санитарной охраны, просвещения)
Степень изученности
· Учтенные
· Неучтенные
Основанием для группировки факторов явилось многообразие их качественных характеристик. Необходимо отметить, что пп. 8 и 9 классификации отличаются от предыдущих отсутствием внутренней связи с ними, так как в этих пунктах раскрываются свойства не самих факторов, а внешних сил, которые управляют ФР.
5.1. Методика поисков факторов риска (ФР).
Основой поиска служит анализ заболеваемости детей и подростков территории (региона). Предлагаемый алгоритм поисков ФР приведен на рисунке 3.
Рис. 3. Алгоритм поисков ФР
Как свидетельствуют результаты научных исследований, у детей имеет место хронизация заболеваний, причем соотношения конкретных видов патологии характеризуются достаточной устойчивостью. К числу преобладающих видов хронической патологии в настоящее время относят:
· 8 класс - острые респираторные инфекции и хронические заболевания органов дыхания.
· 5 класс - психические расстройства (психозы, невротические расстройства и психопатии, умственная отсталость).
· 6 класс - болезни нервной системы и органов чувств (болезни глаза и его придатков, нарушения рефракции и аккомодации).
· 9 класс - болезни органов пищеварения (кариес зубов, болезни пищевода, желудка и двенадцатиперстной кишки, неинфекционный энтерит и колит).
· 13 класс - болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани (приобретенные искривления позвоночника (кифоз, лордоз, сколиоз) и функциональные нарушения опорно-двигательного аппарата (сутулость, круглая спина, прямая спина, сколиотическая осанка, плоскостопие и др.).
· 7 класс - болезни системы кровообращения (хронические ревматические болезни сердца, гипертоническая болезнь, ишемическая болезнь сердца, нарушения легочного кровообращения, болезни артерий, вен, лимфатических сосудов и др.).
· 10 класс - болезни мочеполовой системы
· 3 класс - болезни эндокринной системы и обмена веществ.
· 12 класс - болезни кожи, подкожной клетчатки и соединительной ткани.
При поиске ФР целесообразно выделениеиз МКБ пяти-шести наиболее часто встречающихся для данного возраста заболеваний с последующим анализом типичных для них факторов. Затем следует экспертное ранжированиеих по значимости, выделение бесспорных и управляемых ФР, корреляционный анализ.
Исходя из наиболее распространенных заболеваний у детей определены наиболее вероятные ФР (таблица 3).
Таблица 3
Факторы риска наиболее распространенных хронических неинфекционных заболеваний у детей
Класс заболе-вания по МКБ
Ведущие факторы риска
8 класс.
· неблагоприятные условия проживания:
· загрязнения атмосферного воздуха (экологическое неблагополучие);
· наследственная предрасположенность (по линии матери);
· неблагоприятные климатические условия;
· дефекты оздоровительной работы;
· нарушения воздушно-теплового режима в образовательном учреждении и дома;
· отсутствие, недостаточность или нарушения режима закаливания;
· наличие очага хронического воспалительного процесса;
· вредные привычки родителей;
· нарушения при использовании полимерных и лакокрасочных материалов, предметов бытовойхимии;
· неправильное питание.
5 класс
· неблагоприятные микросоциальные условия в семье (алкоголизм, конфликты, развод, неполные семьи;
· психические заболевания у родителей;
· длительное пребывание в большом коллективе (круглосуточные группы, продленный день, обучение в "крупной школе");
· большая суммарная учебная нагрузка (в школе и дома);
· нерациональный режим дня и режим обучения и воспитания в учреждении;
· недостаточная продолжительность ночного сна;
· патология беременности и родов, травмы головы у ребенка;
· большая продолжительность затрачиваемого времени на дорогу в образовательное учреждение;
· недостаточное или нерациональное физическоевоспитание.
6 класс
· наследственная предрасположенность (особенно по линииматери)
· большая зрительная нагрузка;
· недостаточное или неправильное физическое воспитание;
· неблагоприятные условия обучения и воспитания в учреждении, в первую очередь, недостаточное освещение;
· нарушения режима труда и отдыха;
· нарушения техники безопасности;
· нарушения гигиенических нормативов по использованию компьютеров и технических средств обучения;
· бесконтрольное увлечение компьютерными играми и другими электронными развлечениями;
· нерациональное питание.
9 класс
· нерациональное питание (нарушения технологии приготовления пищи и режима питания, несбалансированность рациона);
· наследственная предрасположенность (особенно по линииматери)
· неблагоприятный микроклимат в семье (алкоголизм, конфликты, развод, неполные семьи);
· неправильное раннее вскармливание;
· острые кишечные инфекции в дошкольном возрасте;
· глистные инвазии;
· кариес;
· повышенное содержание вредных веществ в атмосферномвоздухе или питьевой воде;
· нарушение законодательства по качеству и безопасности продуктов питания;
· повышенная нервно-эмоциональная напряженность в коллективе;
· недостаточная продолжительность отдыха и сна.
13 класс
· наследственная предрасположенность (биологический фактор); недостаточное или нерациональное физическое воспитание и ранняя спортивная специализация;
· низкая физическая подготовленность;
· нарушения условий обучения и воспитания в учреждении;
· нарушения трудового законодательства при ранней трудовой деятельности;
· низкая физическая работоспособность;
· нарушения полноценности и сбалансированности рациона питания ;
· неблагоприятнаяэкологическая обстановка на территории проживания;
· врожденные аномалии и нарушения процесса костеобразования;
· перенесенные травмы.
7 класс
· наследственная предрасположенность (биологический фактор);
· пребывание в зоне национальных конфликтов и экологических бедствий;
· хронические стрессы, связанные с организацией учебно-воспитательного режима;
· неблагоприятные социальные условия всемье;
· избыток массы тела;
· высокий показатель заболеваемости при низком уровне неспецифической резистентности;
· вредные привычки;
· физические перегрузки;
· неблагоприятное функциональное состояние органов дыхания и сердечно-сосудистой системы (неблагоприятная реакция на пробу с физической нагрузкой);
· задержка роста и развития (низкий рост).
10 класс
· врожденные аномалии и пороки развития;
· хронические очаги инфекции в носоглотке;
· частые респираторные инфекции при низком уровне неспецифической резистентности;
· наследственная предрасположенность (биологический фактор);
· неблагоприятная экологическая обстановка на территории проживания;
· вредные привычки;
· дефекты полового воспитания.
3класс
· неблагоприятная наследственность (хронические заболевания у родителей);
· избыток массы тела;
· нарушения полноценности и сбалансированности рациона при питании;
· вредные привычки;
· гормональные нарушения;
· патология беременности и родов.
12 класс
· нарушения санитарно-противоэпидемического режима в учреждении;
· нарушения санитарныхнорм и правил по водоснабжению и канализации в учреждении;
· неблагоприятные социальные условия в семье;
· нарушение условий обучения и воспитания в учреждении;
· вредные привычки;
· низкая санитарная культура, несоблюдение правил личной гигиены и режима дня.
В некоторых случаях при выполнении задач СГМ необходима оценка риска развития каких-либо патологических или донозологических состояний. Для этого могут быть использованы показатели относительного риска, выражающие зависимость между распространенностью в группах больных и здоровых детей. Числовые значения таких показателей наиболее распространенных ХНЗ у детей с указанием ранга значимости приведены в таблице 4.
Таблица 4
ПОКАЗАТЕЛИ ОТНОСИТЕЛЬНОГО риска наиболее распространенных хронических неинфекционных заболеваний у детей
Факторы
Средневзвешенный показатель относительного риска
Ранг значимости
Медико-биологические
Родители
Отягощенная наследственность
5,04
Патология беременности или родов
3,11
Выкидыши или мертворождения у матери
2,47
Хронические заболевания у родителей
2,67
«Нервные» родители
2,17
Ребенок
Аллергия в раннем возрасте
3,79
Частые острые респираторные заболевания
3,74
Хронический тонзиллит или аденоидит
3,24
Некариозные поражения твердых тканей зубов
2,81
Низкий гигиенический индекс полости рта
3,21
Медико-социальные
Неблагоприятная экологическая ситуация
2,59
Профессиональные вредности у родителей до рождения ребенка
3,29
Курение матери во время беременности
2,44
Курение в доме в присутствии ребенка
2,0
Алкоголизм родителей
2,82
Неполная семья
2,65
Неблагоприятный психологический микроклимат в семье и в школе
2,05
Раннее искусственное или смешанное вскармливание
3,36
6. МЕТОДИКА СОСТАВЛЕНИЯ КОМПЛЕКСНЫХ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ПРОГРАММ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА
Медико-экологическая программа (МЭП) - комплекс действий, направленных на уменьшение негативного влияния на здоровье детского и подросткового населения экологических, социально-экономических, санитарно-гигиенических и медицинских факторов риска. МЭП включает в себя систему лечебно-профилактических мероприятий и медико-экологической реабилитации.
Объектом воздействия МЭП являются дети и подростки на уровне популяции, коллектива или индивидуума.
К основным принципам составления МЭП относятся:
· целевая направленность программы определяется приоритетом проблем данного региона (территории) и может быть стратегической, ориентированной на много лет вперед, и оперативной (антикризисной);
· специфичность программы определяется региональными особенностями - этническими, климато-географическими, социально-экономическими, демографическими, медицинского обеспечения ит.п.;
· комплексность программы определяется необходимостью участия в их подготовке и реализации большого количества различных организаций и учреждений - государственных, общественных, благотворительных, частных лиц;
· этапность программы предполагаетчеткую последовательность выполнения мероприятий, представленных в ней.
Основными условиями реализации МЭП являются достаточное финансирование, обеспеченность подготовленными кадрами, научно-техническое обеспечение.
Реализации МЭП должны содействовать государственная политика, система социальной и психологической поддержки, система здравоохранения.
Содействие государственной политики определяется соответствующими законами и постановлениями правительства.
Система социальной и психологической поддержки обеспечивается формированием общественного мнения средствами массовой информации, содействием социальных служб, работников сферы образования, религиозных учреждений и т.п.
Система здравоохранения непосредственно решает вопросы организации мероприятий по профилактике, диагностике и лечению заболеваний и медико-биологической реабилитации.