Учитывая данные рекомендации, мы разработали тестовые задания к лекции на тему «Педагогический процесс».
1. Педагогический процесс это:
а) организованная специальным образом, целенаправленная работа учителя в рамках определенной воспитательной системы;
б) единство социализации, воспитания и саморазвития;
в) специально организованное в рамках определенной воспитательной системы взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение поставленной цели;
г) прогрессивное развитие педагогической науки и практики.
2. Целостность педагогического процесса проявляется в: (исключите лишнее)
а) единстве процессов обучения, воспитания и развития;
б) соподчиненности этих процессов;
в) наличии общего и сохранении специфики этих процессов;
г) обособленности этих процессов.
3. В структуру деятельности педагогического процесса входят следующие компоненты:
а) цель, принципы, содержание, методы, средства, формы, результат, рефлексия;
б) ученик, учитель, содержание обучения;
в) ученик, учитель, воспитательные отношения;
г) педагогическая система, педагогическая ситуация.
4. Функциями педагогического процесса являются: (исключите лишнее)
а) воспитательная;
б) образовательная;
в) социальная;
г) мотивационная.
5. В структуре педагогического процесса выделяют: (исключите лишнее)
а) содержательно-целевой компонент;
б) организационно-деятельностный компонент;
в) системно-воспитательный компонент;
г) контрольно-оценочный компонент.
6. К закономерностям педагогического процесса относят: (исключите лишнее)
а) закон социальной обусловленности целей, содержания и методов педагогического процесса;
б) закон взаимообусловленности обучения, воспитания и деятельности учащихся;
в) закон единства внешней (педагогической) и внутренней (познавательной) деятельности;
г) закон единства и борьбы противоположностей.
7. Одна из проблем процесса обучения - «Для чего учить?» - является:
а) целью обучения;
б) содержанием обучения;
в) формой организации обучения.
8. Одна из проблем процесса обучения - «Чему учить?» - является:
а) целью обучения;
б) содержанием обучения;
в) формой организации обучения.
9. Одна из проблем процесса обучения - «Как обучать» - является:
а) целью обучения;
б) содержанием обучения;
в) методом обучения.
10. В состав цели входит: (исключите лишнее)
а) целевой объект;
б) целевой предмет;
в) целевое направление;
г) целевое действие.
11. Целями профессионального обучения являются: (исключите лишнее)
а) овладение профессиональными знаниями в тех областях, которые являются общими для тех профессий, охваченных данным направлением профессионального обучения;
б) подготовка к творческой работе, практическое овладение методами, средствами и формами деятельности, типичными для данной профессий и для родственных специальностей;
в) овладение общими знаниями о природе, технике, искусстве;
г) формирование гражданских принципов и научных убеждений с особым учетом области будущей профессии.
12. Основной целью производственного обучения является:
а) формирование у учащихся профессионального мастерства в области определенной профессии, специальности;
б) формирование у учащихся гордости за свою рабочую профессию;
в) формирование у учащихся профессионального мастерства в области техники.
13. Принцип обучения это:
а) идеальный предвидимый результат;
б) руководящая идея, основное правило, требование к деятельности, поведению;
в) способ организации педагогического процесса;
г) устойчивая завершенная организация педагогического процесса в единстве его компонентов.
14. Принцип, сущность которого состоит в предоставлении участникам педагогического процесса свобод для саморазвития, саморегуляции, самоопределения:
а) гуманизации;
б) плюрализации;
в) природосообразности;
г) демократизации.
15. Очеловечивание отношений учащихся между собой и с педагогами, приоритет человеческих ценностей над производственными, экономическими, административными провозглашается принципом:
а) научности;
б) природосообразности;
в) демократизации;
г) гуманизации.
16. Принцип, предполагающий максимальное использование в воспитании и образовании культуры той среды, в которой находится конкретное учебное заведение (культуры, нации, общества, страны, региона):
а) природосообразности;
б) гуманизации;
в) демократизации;
г) культуросообразности.
17. К специфическим принципам профессионального обучения относят: (исключите лишнее)
а) политехнический принцип;
б) принцип профессиональной мобильности;
в) принцип научности;
г) принцип модульности профессионального образования.
18. В качестве факторов, которые влияют на отбор и формирование содержания образования выступают: (исключите лишнее)
а) потребности общества в образованных людях;
б) потребности личности в образовании;
в) желание учиться;
г) возможности учащихся.
19. Принципами формирования содержания образования являются: (исключите лишнее)
а) принцип гуманизации;
б) фундаментализации;
в) наглядности;
г) минимизации.
20. Источниками содержания образования являются: (исключите лишнее)
а) культура;
б) социальный опыт;
в) социальный заказ;
г) потребности личности.
Заключение
Педагогический процесс - это специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач.
Педагоги и воспитанники как деятели, субъекты являются главными компонентами педагогического процесса. Взаимодействие субъектов педагогического процесса (обмен деятельностями) своей конечной целью имеет присвоение воспитанниками опыта, накопленного человечеством во всем его многообразии. А успешное освоение опыта, как известно, осуществляется в специально организованных условиях при наличии хорошей материальной базы, включающей разнообразные педагогические средства. Взаимодействие педагогов и воспитанников на содержательной основе с использованием разнообразных средств есть сущностная характеристика педагогического процесса, протекающего в любой педагогической системе.
Системообразующим фактором педагогического процесса выступает его цель, понимаемая как многоуровневое явление. Педагогическая система организуется с ориентацией на цели воспитания и для их осуществления, она всецело подчиняется целям образования.
Список литературы
1. Большой энциклопедический словарь А.М. Прохоров – М.: Советская энциклопедия, 1991 Т.2 – 1991 – 708с.
3. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация.// Учебное пособие для студ. выс. пед. учеб. заведений. М.: Изд-кий центр Академия; 2001 – 192с.
4. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций/ учебное пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК – М.: Прометей, 1992 – 528с.
5. Оконь В. Введение в общую дидактику: Пер. с польского Л.Г. Кашкуревича, И.Г. Горина – М.: Высшая школа, 1990 – 382с.
6. Педагогика. Учебное пособие для студентов пед.вузов и пед.колледжей. Под ред. Пидкасистого П.И. М.: Педагогическое общество России, 2001 – 640с.
7. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: учебник для студентов высш.учеб.заведений: В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2002 – кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. – 576с.
8. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика.// Учеб. пособие для студентов пед. уч. заведений – 3-е изд. – М.: Школа – Пресс, 2000 – 512с.
9. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие – 4-е изд. перераб. и дополн. – М.: Гардарики, 2000 – 519с.