· «Туристические ресурсы – это любая возможность, которая используется или может быть использована в туризме» (Ashworth, 1990)
· «Туристические ресурсы — совокупность созданных природой и человеком факторов и событий, представляющая для туристов эмоциональный, духовный, физический и лечебный интерес» (ЛНПРТ, 2001)
· «Туристические ресурсы – это совокупность природных, культурно-исторических, художественных ресурсов, присущих туристическому центру (селу, району, провинции, государству), и которые являются привлекательными в восприятии туристов» (М.Монтексано, 1997)
· «Туристические ресурсы – это природно-климатические, социально-культурные, исторические, архитектурные, научные и промышленные, пейзажные, культовые и другие объекты и явления, которые способны удовлетворить потребности людей в процессе туризма» (Биржаков, 1999)
Виды туристических ресурсов
• Природные ресурсы
• Исторические ресурсы
• Культурные ресурсы
• Коммерческие ресурсы
Природные ресурсы
• Климат (если на его базе развивают определенный вид туризма)
• Воды, их побережья (если их используют в деятельности, продают как туристическую услугу, продукт)
• Природные объекты и элементы (пещеры, национальные парки, водопады, скалы, горные породы, валуны, поля орхидей, дикие животные и т.д.)
Исторические ресурсы
• Археологические раскопки
• Руины
• Древние города
• Места сражений
• Крепости
• Выдающиеся исторические строения
• Места жизни, работы и упокоения выдающихся людей
• Музеи истории
• Древние границы
Культурные ресурсы
• Музеи искусств
• Художественные галереи
• Памятники искусства
• Архитектурные памятники
• Выставки
• Этнические мероприятия, традиции
• Карнавалы
• Фольклорные мероприятия
• Классическое искусство (опера, театр, концерты)
• Деловое искусство
Коммерческие ресурсы
• Курортные комплексы (выходные центры)
• Парки аттракционов
• Городские парки
• Казино, игровые залы
• Торговые центры, комплексы
• Центры конгрессов, конференций
• Выставочные комплексы
• Спортивные комплексы и т.д.
Оценка ресурсов туризма
• По количеству
• По качеству
• По эстетическим ценностям
• По привлекательности
Туризм как хозяйственная отрасль, ее структура.
Определение туристической отрасли
«Туристическая отрасль — это отрасль народного хозяйства, задачей которой является подготовка и оказание туристических услуг» (Закон о туризме, 1999)
Используются также понятия «Индустрия туризма» и «туристическое хозяйство».
Предприятия и учреждения туристической отрасли вместе с косвенно связанными предприятиями и учреждениями (общественный транспорт, образование, производство сувениров и т.д.) образуют туристическое хозяйство или индустрию туризма.
Структура туристической отрасли
· Ночлеги
· Туристический транспорт
· Места общественного питания
· Туристические фирмы, агентства путешествий
· Туристические информационные центры, бюро
· Объекты привлечения интереса туристов, туристические объекты