Первая стадия: трогание трубопровода с места по грунтовой дорожке
В случае сплошного обетонирования:
,
- коэф трения тп о грунт, который можно принять в первом приближении tg угла внутреннего трения грунта
G- общий вес протаскиваемого тп в воздухе
С- сопротивление тп сдвигу, обусловл сцеплением грунта
,
L-длина протаскиваемого тп
I тр – длина части окружности трубы врезавшееся в грунт, ориентировочно равна 0.3 Dн
Сгр – сцепление грунта
- нагрузка от собственного веса трубы +
- расчетная интенсивность балластировки в воздухе
Если балластировка вып-ся одиночными пригрузами:
,
Епас – пассивный отпор грунта движению пригрузов
Общий вес офутерованного трубопровода в воздухе:
,
Пассивный отпор грунта найдем из выражения:
,
где – число пригрузов на трубопроводе;
t– толщина груза.
- удельный вес грунта в воздухе
Определяем длину хорды той части пригруза, которая погружена в грунт:
,
где – диаметр кольцевого утяжеляющего груза;
– диаметр трубопровода (с изоляцией и футеровкой).
Вторая стадия: скольжение по грунтовой дорожке. Независимо от способа балластировки по формуле:
Третья стадия: скольжение по дну подводной траншеи. Независимо от способа балластировки:
где -общий вес протаскиваемого трубопровода в воде,
-коэффициент трения трубопровода о грунт в воде, ориентировочно:
;
Переходим к четвертой стадии: трогание трубопровода с места после временной (более одного часа) остановки протаскивания.
При сплошном обетонировании
,
Усилие протаскивания при балластировке одиночными грузами определяем по формуле
,
где – интенсивность присоса трубопровода ко дну подводной траншеи, в суглинках и плотных глинах кН/м2.
S – площадь соприкосновения тп с грунтом
Пассивный отпор грунта определяем по формуле:
,
где – сцепление грунта в воде.
- для офутерованного трубопровода
Если максимальное усилие протаскивания превышает техн возможности тяговых средств, его можно снизить используя рельсовую спусковую дорожку. В этом случае усилие протаскивания опред по формуле:
- коэф трогания тп с места равен 1.5-2
Т1- сопротивление, созд трением качения колеса тележки по рельсам
Т2 – сопротивление, созд трением скольжения в подшипниках осей тележки
Т3 – доп сопротивление, созд-ое трением реборд колес о рельсы при движении
Т4 – сопр тягового каната о грунт
Расчётное тяговое усилие определяется:
где mтяг – коэффициент условий работы, принимаемый mтяг=1,1 при использовании лебедки;