2. Филимонов С.Л., Шешко Г.Ф. Комментарий к новому Жилищному кодексу РФ. – М.:Ф53 МЦФЭР, 2005
3. Техническая Эксплуатация жилых зданий: Учебн. для строит. вузов/ С.Н. Нотенко, А.Г. Ройтман, Е.Я. Сокова и др.; Под ред. А.М. Стражникова. – М.: Высш. шк., 2000.
4. Абрашитов В.С. Техническая эксплуатация и обследование строительных конструкций / Учебное пособие. – М.: Издательство Ассоциации строительных вузов, 2005.
5. Коломеец А.В., Ариевич Э.М. Эксплуатация жилых зданий: Справ. пособие. – 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Стройиздат, 1985.
6. Комков В.А., Рощина С.И., Тимахова Н.С. Техническая эксплуатация зданий и сооружений: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2005.
7. Справочник современного инженера жилищно-коммунального хозяйства / Под общей ред. проф. Л.Р. Маиляна.- Изд. 2-е, доп. и перераб, 2005.
8. Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда. Под редакцией Н.М. Вавуло – М. – 4-й филиал Воениздата, 1998.
9. Аксенов П.Н. Совершенствование системы управления развитием жилищно-коммунального хозяйства города Москвы в условиях перехода на рыночные методы хозяйствования – М.: «Юго-Восток – сервис», 2003.
10. Горемыкин В.А. Богомолов А.Ю. бизнес-план. Ось -89. М
11. Игнатов В.Г., Батурин Л.А. и др. Экономика социальной сферы: учебное пособие. –Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2001.
12. Каменева Е.А., Барулин С.В. Финансы жилищно-коммунального хозяйства – М.: Ось -89, 2003.
13. Кириллова А.Н. К вопросу о сбалансированности воспроизводственной политики в сфере жилья. Сборник научных трудов «Проблемы теории и практики реформирования региональной экономики», Выпуск № 4, М: ИРЭИ, 2002.
14. Кириллова А.Н. Развитие новых форм управления недвижимостью в условиях становления института собственников жилья. Сборник научных трудов «Проблемы регионального развития и пути их решения в условиях переходной экономики» РАЕН: М, 2002.
15. Кириллова А.Н. Жилищная политика в условиях рыночных отношений и задачи и механизмы реализации. М.: УРСС, 1999.
8. Кириллова А.Н. Совершенствование механизма реформирования жилищно-коммунального комплекса Москвы. Выпуск № 2, М.: Прометей, 2000.
9. Кириллова А.Н., Кабалинский А.И. Оценка доходности кондоминиумов и задачи жилищно-коммунальной реформы на уровне товариществ собственников жилья. Выпуск № 2, М.: Прометей, 2000.
10. Кириллова А.Н., Фаерман Е.Ю., Хачатрян С.Р. Анализ и моделирование тарифной политики на услуги ЖКХ в переходном периоде. Ж-л. Аудит и финансовый анализ, ЗАО «1С: Компьютерный аудит» М.:, 2003.
11. Попов В.М., Ляпунов С.И. и др. Сборник бизнес-планов с рекомендациями. Крокус М, 2004.
12. Хачатрян С.Р., Кириллова А.Н. «Методические основы формирования системы индикативных показателей реформы ЖКХ. Сборник научных трудов «Проблемы теории и практики реформирования региональной экономики», Выпуск № 4, М: ИРЭИ, 2002.
13. Хачатрян С.Р., Фаерман Е.Ю., Пинегина М.В. Методы анализа и моделирования современных процессов внедрения современных технологий в управление жилищным фондом. Ж-л. Аудит и финансовый анализ, ЗАО «1С: Компьютерный аудит» М.:, 2002.
14. «Основы ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства». Утверждены постановлением Правительства РФ от 17 февраля 2004г. № 89.
17. Гражданский кодекс Российской Федерации.
19. Федеральный закон от 25.09.98 № 158-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
21. Закон Российской Федерации от 4.07.91 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
23. Указ Президента Российской Федерации от 27.05.97 № 528 «О дополнительных мерах по реформированию жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации».
24. Указ Президента Российской Федерации от 28.04.97 № 452 «О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации».
25. Указ Президента Российской Федерации от 29.03.96 № 432 «О развитии конкуренции при предоставлении услуг по эксплуатации и ремонту государственного и муниципального жилищных фондов».
26. Постановление Правительства Российской Федерации от 2.08.99 № 887 «О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения».
27. Постановление Правительства Российской Федерации от 26.09.97 № 1223 «Об утверждении Положения об определении размеров и установления границ земельных участков в кондоминиумах».
32. Закон города Москвы от 13.11.96. № 30 «Об установлении нормативов по эксплуатации жилищного фонда города Москвы и контроле за их соблюдением».
33. Закон города Москвы от 29.09.99 № 37 «О порядке переустройства помещения в жилых домах на территории города Москвы».
35. Постановление правительства Москвы от 4.06.96 № 456 «О нормативах Москвы по эксплуатации жилищного фонда».
37. Постановление Правительства Москвы от 6.05.97 № 497 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28.04.97 № 425 «О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации».
41. Постановление Правительства Москвы от 28.12.99 № 1217 «О мерах по улучшению эксплуатации систем дымоудаления и противопожарной автоматики в жилых домах повышенной этажности г. Москвы».
43. Постановление Правительства Москвы от 15.08.2000 № 634 «О ходе реализации реформы жилищно-коммунального хозяйства в г. Москве».
45. Распоряжение Премьера Правительства Москвы от 12.03.96 № 223-РП «Об утверждении Положения по организации капитального ремонта жилых зданий в г. Москве».
46. ВСН-41-85 Госгражданстроя «Инструкция по разработке проектов организации и проектов производства работ по капитальному ремонту жилых зданий».
47. ВСН-48-86р Госгражданстроя «Правила безопасности проведения технических обследований жилых зданий для проектирования капитального ремонта».
48. ВСН-53-86р Госкомархитектуры «Правила оценки физического износа жилых зданий».
49. ВСН-58-88р Госкомархитектуры «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонт и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения».
50. ВСН-57-88р Госкомархитектуры «Положение по техническому обследованию жилых зданий».
51. Постановление Правительства Москвы от 23.02.99 № 138 «об утверждении Московских городских строительных норм «Энергосбережение в зданиях. Нормативы по теплозащите и тепловодоснабжению» (МГСН-2.01-99)».
52. Постановление Госстроя России от 23.02.1999 №9 «Методика планирования, учета и калькулирования себестоимости услуг жилищно-коммунального хозяйства».
54. Приказ Госстроя России от 30.12.1999 №170 «Методические рекомендации по организации и проведению текущего ремонта жилищного фонда всех форм собственности».
55. Приказ Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 24.12.1986 №446 ВСН 53-86 р. «Правила оценки физического износа жилых зданий».
56. Приказ Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 06.07.1988 №191 ВСН 57-88 р. «Положение по техническому обследованию жилых зданий».
57. Приказ Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 23.11.1988 №312 ВСН 58-88 р. «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения».
58. ГОСТ Р 51617-2000 Постановление Госстандарта России orl9.06.2000 №158-ст «Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия»
59. Приказ Минстроя России от 26.08.1998 №59 «Методические указания по расчету нормативных размеров земельных участков в кондоминиумах»
60. Приказ Госстроя России от 09.12.1999 №139 «Рекомендации по нормированию труда работников, занятых содержанием и ремонтом жилищного фонда (Часть 1,2.3,4)»
61. Приказ Госстроя России от 26.03.1999 №74 «Рекомендаций по определению численности работников Службы заказчика жилищно-коммунальных услуг (организации по управлению жилищным фондом)»
62. Приказ Госстроя России от 22.08.2000 № 191 «Рекомендации по нормированию материальных ресурсов на содержании и ремонте жилищного фонда (Часть 1.2,3)»
63. Приказ Госстроя России от 15.08.2000 №182 «Рекомендации по определению нормативной численности работников, занятых расчетом, учетом и приемом платежей населения за жилищно-коммунальные услуги».
64. Приказ Госстроя России от 31.03.1999 №81 «Методические рекомендации по организации оплаты труда в жилищно-коммунальном хозяйстве (практическое пособие)».
65. Приказ Минстроя России от 02.12.1996 № 17-152 «Методические указания по расчету ставок платы за найм и отчислений ни капитальный ремонт жилых помещений, включаемых в ставку платы за содержание и ремонт жилья (техническое обслуживание), муниципального и государственного жилищного фонда».
66. Утверждена Госстроем России в 2001 г. «Методика расчета затрат на содержание и ремонт жилищного фонда».
67. Закон города Москвы от 13.11.96 N30 «Установление нормативов по эксплуатации жилищного фонда города Москвы и контроль за их соблюдением».
68. Постановление Правительства Москвы от 04.06.96 N465 «Нормативы Москвы по эксплуатации жилищного фонда».
69. Распоряжение Премьера Правительства Москвы от 12.03.96 М223-РП «Положение по организации капитального ремонта жилых зданий в г. Москве».
*) Например, цель - увеличить доходы ТСЖ на 10% в год; уменьшить расходы ТСЖ без ущерба для членов ТСЖ на 20% в год (путем внедрения, например, ресурсосберегающих технологий).
*) Есть масса руководителей ТСЖ, энергии которых можно бы позавидовать, если бы не одно «но»: их действия неэффективны из-за отсутствия четко определенных конечных и промежуточных целей.
*) Учитывая, что в Москве в тариф и ставки оплаты на жилищные услуги расходы на капитальный ремонт не включены и население их не оплачивает, Ч может быть принять в пределах 0,8-1,2% от восстановительной стоимости здания в год.
*) Многоквартирный дом имеет 300 квартир с общей площадью 18000 м2. Департаментом государственного имущества переданы в управление ТСЖ нежилые помещения общей площадью S 550 м2, которые за счет использования и сдачи в аренду по городским рыночным арендным ставкам дают ТСЖ дополнительный доход ∆Д в сумме: ∆Д = 550 м2 * 70 $/м2 = 38500 $/год
Удельная доходность У составит:
∆Д 38500
У = ----- = ----------- = 2,03 $/м2/год
S 18000
Сумма ∆Д может быть направлена на установку приборов учета воды, ресурсосберегающие мероприятия и ремонт фондов с целью снижения их износа следующим образом: затраты по установке индивидуальных приборов
учета расхода воды стоимостью с = 160 $ в квартире средней площадью S = 60 м2 составят: q= С/S = 100/60 = 1,6 $ /м2.
Средства, направленные на ресурсосберегающие (теплозащитные) мероприятия и ремонт здания (инженерных коммуникаций), составят удельную величину ∆ У = У - q = 2,03 - 1,6 = 0,43 $ /м2.
* Жилищный Кодекс РФ.
[1] В Российском варианте речь идет о таких организациях, как территориальные общины, домкомы, советы подъездов и других, по сути являющихся организациями территориального общественного самоуправления – см. Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст.27)
[2] From Keith Jacobs “Tenant Participation and Empowement: a Critical Assesment” report for ENHR Conference Helsingor, 1996, p.4.
[3] From Cairncross L., Clapham D. and Goodlad.R 1990. The origins and activities of tenants associations in Council Housing Management. Discussion Paper N 31 Glasgow: Centre for Housing Research”.
[4]Применительно к России, читай: «домком»
[5] Этот материал является частью разработки, любезно предоставленными мне коллегами из Санкт-Петербурга Н.Васильевой и С.Кирсановым
[6] Цит: по Grayson J. op.cit, p.55
[7] Kemp P., Williams P. Housing Management: a Historical Perspective/ In Lowe,S.Hughes D.(ed.), A new Century of Social Housing, 1991,p.130
[8] См. об этом подробнее в книге Шомина Е.С. «Жители и дома», М., «Муниципальная власть» 1999 г.
[9] Материалы личных интервью авторас руководителями корпорации THC в период пребывания в Торонто с 25 июня по 5 июля 2004 г.
[11] Согласно части 4 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющей организацией может быть юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель
[12] Документы, устанавливающие право собственности на жилое / нежилое помещение - свидетельство(а) о регистрации права собственности, свидетельства о праве на наследство, договора приватизации жилого помещения, договор(ы) мены, договор(ы) дарения, документы, подтверждающие полную выплату паевого взноса в жилищный, жилищно-строительный, или жилищный накопительный кооператив, другие документы, подтверждающие право собственности. В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу указанного Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной этим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей. Государственная регистрация прав, осуществляемая в отдельных субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях до вступления в силу настоящего Федерального закона, является юридически действительной.
[13] Перечень коммунальных услуг установлен частью 4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации.
[14] 1. В соответствии со ст. 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов. Согласно ст. 8 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на порядок предоставления в соответствии со статьей 160 Жилищного кодекса Российской Федерации компенсаций сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
5 В данном пункте может быть указан счет другой организации, имеющий договорные отношения с управляющей организацией, которые должны быть подтверждены прилагаемой к настоящему договору копией.
* Нормативы по эксплуатации жилищного фонда утверждены постановлением Правительства Москвы от 4.06.1996 № 465
* Порядок определяется в соответствии с действующими Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением РФ, постановлением Правительства Москвы от 24.02.1998 № 142, распоряжением Премьера Правительства Москвы от 14.11.1994 № 2191-РП, в части не противоречащей Правилам предоставления коммунальных услуг.