Электрооборудование и приборы автомобиля Камаз-4308
Электрооборудование автомобилей Камаз-4308 состоит из следующих систем: электроснабжения, световой сигнализации, наружного и внутреннего освещения, контрольноизмерительных приборов; системы отопления, стеклоочистки и звуковой сигнализации, пуска двигателя.
На электрических схемах Камаз-4308 рядом с условным изображением элементов электрооборудования приведены номера подсоединяемых проводов, буквами обозначен их цвет: Б - белый; Г - голубой; Ж - желтый; 3 - зеленый; К - красный; КЧ - коричневый; О - оранжевый; Р - розовый; С - серый; Ф - фиолетовый; Ч - черный.
Система электрооборудования Камаз-4308 (рис. 84) служит для питания потребителей при работающем двигателе.
Источниками электроэнергии являются две аккумуляторные батареи G2 и G3, соединенные последовательно, генераторная установка G1, подключенная параллельно аккумуляторным батареям.
Отрицательный вывод аккумуляторных батарей подсоединен к корпусу автомобиля Камаз-4308 через выключатель К17 массы с дистанционным управлением. Схема оборудована реле К16, разрывающим цепь обмотки возбуждения генератора при работе ЭФУ.
Кроме того, при рабочем положении ключа выключателя S21 приборов и стартера ток не подается к кнопке S6 дистанционного выключателя массы, что предотвращает случайное выключение массы при работающем двигателе (выключение аккумуляторных батарей возможно только после отключения генератора от системы электрооборудования установкой ключа выключателя приборов и стартера в нейтральное положение).
Система световой сигнализации Камаз-4308 предназначена для оповещения водителей других транспортных средств о совершении поворота (разворота) или торможения, а также для сигнализации о состоянии сборочных единиц автомобиля Камаз 4308, влияющих на безопасность движения.
К системе световой сигнализации Камаз-4308 относятся: аварийная световая сигнализация, сигнализация торможения, указатели поворота и контрольные лампы включения указателей поворота, контрольные лампы блокировки межосевого дифференциала, стояночной тормозной системы, падения давления воздуха в контурах пневмопривода тормозных механизмов, объединенные в блоки контрольных ламп, а также соответствующие переключатели, выключатели и реле.
Выключатель S14 аварийной световой сигнализации обеспечивает одновременное включение всех указателей поворота в прерывистом режиме.
При этом загорается контрольная лампа, вмонтированная в ручку выключателя; контрольные лампы указателей поворота в блоке контрольных ламп могут не светить.
Включение указателей поворота осуществляется комбинированным переключателем при рабочем положении выключателя приборов и стартера.
Реле-прерыватель V3 обеспечивает прерывистый режим работы указателей поворота автомобиля и полуприцепа Камаз-4308; о работе указателей сигнализируют лампы (отдельно для автомобиля и прицепа) в блоке НЗ контрольных ламп.
Сигнал торможения в задних фонарях включается при срабатывании тормозных систем. При этом замыкаются контакты выключателя сигналов торможения S5 включения сигнала торможения, срабатывает промежуточное реле К5 и светят лампы сигнала торможения задних фонарей.
Цепи сигнала торможения включены в цепь источника питания, минуя выключатель приборов и стартера. Сигнал торможения включается также при включении стояночной тормозной системы.
При этом замыкаются контакты датчика В12, установленного в контуре III пневмопривода тормозных механизмов, и загорается контрольная лампа.
В цепи питания контрольной лампы включения стояночной тормозной системы установлено реле-прерыватель К2, вследствие чего лампа горит прерывистым светом. Одновременно через промежуточное реле замыкаются цепи ламп сигналов торможения задних фонарей.
Система наружного и внутреннего освещения Камаз-4308 (рис. 88) предназначена для обеспечения безопасности движения автомобиля, а также освещения рабочего места водителя.
К системе наружного и внутреннего освещения относятся фары головного света, противотуманные фары, передние фонари, задние фонари, подкапотная лампа, плафоны освещения вещевого ящика и спального места, патроны с лампами освещения приборов, плафоны кабины, переносная лампа.
Соединение всех потребителей с источником питания выполнено по однопроводной схеме за исключением плафона Е18 вещевого ящика, минусовый вывод которого выведен на панель предохранителей.
Включение ближнего и дальнего света фар Е5 и Е26, противотуманных фар Е1 и Е25 и габаритных огней осуществляется комбинированным переключателем S22 непосредственно от источника питания.
Система контрольно-измерительных приборов (рис. 86) предназначена для контроля режима работы агрегатов и отдельных сборочных единиц автомобиля Камаз-4308, а также определения скорости движения. Контрольно-измерительные приборы состоят из указателей и датчиков.
Все указатели установлены на щитке приборов в кабине водителя, датчики расположены на агрегатах шасси и двигателя.
Система отопления предназначена для поддержания оптимального температурного режима в кабине при снижении температуры окружающего воздуха.
Электродвигатели М3, М4 (рис. 87) нагнетают воздух, проходящий через радиатор отопителя кабины. При установке электродвигателей Камаз-4308 обращать внимание на направление вращения их валов.
В системе применяется реверсивный электродвигатель МЭ 250. При подсоединении положительного полюса источника напряжения к красному проводу электродвигателя включается правое вращение, а отрицательного полюса - левое вращение.
Электродвигатели соединены параллельно или последовательно и могут работать в двух режимах. Управление режима осуществляется с помощью клавишного переключателя, расположенного в кабине.
Система звуковой сигнализации Камаз-4308 включает электрозвуковые сигналы Н9 (рис. 87), предназначенные для обеспечения безопасности движения, и реле-сигнализатор Н2 (зуммер), указывающий на аварийное падение давления в контурах пневмопривода тормозных механизмов, для внутренней сигнализации в кабине.
При давлении воздуха в пневмосистеме 392,3...686,5 кПа (4...7 кгс/см2) звук должен быть чистым. Электрозвуковые сигналы Н9 расположены под кабиной и включаются перемещением рукоятки комбинированного переключателя вверх; питание сигналов осуществляется через промежуточное реле К4, установленное на нижней панели приборов.
Сигнал Н2 установлен под панелью приборов и включен в цепь сигнализации падения давления в контурах пневмопривода тормозных механизмов.
С массой автомобиля Камаз-4308 сигнал соединен через блок контрольных ламп и датчики падения давления воздуха; звучит он одновременно с загоранием любой из четырех контрольных ламп, сигнализирующих о снижении давления воздуха в одном из контуров. Схема системы пуска двигателя приведена на рис. 85.