Патриотическое воспитание – это формирование у молодого поколения готовности к выполнению гражданского долга, конституционных обязанностей, воспитание гордости за свой народ, за тех людей, кто защищал наше Отечество, воспитание чувства гордости к малой родине, тем местам, где мы живем, учимся, растем. Воспитание патриотизма начинается с познания ценностей отечества. Любовь и преданность к Родине формируется с признательности красоты родных мест, с любви к природе.
Патриотизм должен воспитываться в постоянном общении с родной природой, в широком знакомстве с социальными условиями жизни народа. Все мы дети Великой России, но если смотреть шире, то все мы люди – дети природы, а земля – наша мать. Когда же говорят о природе, то очень уместно употребить мудрое изречение американских индейцев, которые ощущали свое единство с природой: «Мы не получили землю в наследство от предков, мы одолжили ее у наших детей». Сколько смысла в этих простых словах! Загрязняя и уничтожая природу, мы уничтожаем самих себя, наследие наших предков и будущее наших потомков, мы уничтожаем свою Родину и ведем свой народ к погибели.
Патриотизм— это и бережное отношение к окружающей среде. Те, кто сознательно встал на защиту природы, — истинные патриоты.
Формирование экологической культуры и патриотизма подрастающего поколения осуществляется в различных социокультурных институтах - дошкольных образовательных учреждениях, школах, колледжах, вузах и других.
Деятельность социокультурных институтов по становлению и развитию экологического самосознания в рамках патриотического воспитания может осуществлятся по следующим направлениям:
1. Экологическая пропаганда – разработка лозунгов, плакатов, значков, эмблем, призывающих к сохранению окружающей среды для воздействия на широкие массы.
2. Экологическое просвещение – разработка мероприятий, способствующих распространению знаний о природе и необходимости её охраны.
3. Экологическое образование – создание буклетов, информационных материалов, способствующих обеспечению школьников и населения города систематическими знаниями об окружающей среде.
4. Эколого-художественная деятельность – разработка и постановка сценариев литературно-музыкальных композиций, способных на эмоциональном уровне вызвать потребность к сохранению окружающей среды. Этому направлению уделяется большое значение, потому что пока человек сердцем не прочувствует необходимости в охране окружающей его природе, никакие законы, лозунги, система штрафов не заставят его это делать. Беречь и охранять родную природу можно только согласно своим внутренним убеждениям.
Деятельность по патриотическому воспитанию детерминируется общественными отношениями и носит социальный характер.
Деятельность по патриотическому воспитанию имеет практическую сторону и выражается в познавательной функции:
- практическая сторона воспитания патриотического чувства дает возможность выработать законопослушание, гуманистическую направленность личности, высокую гражданственность, профессионализм и ответственность, умение применить специальные знания в повседневной практике;
- познавательная функция позволяет осмысливать взаимообусловленность различных сфер жизнедеятельности общества, развивать интерес к повышению культуры.
Экологическое воспитание, развитие экологического самосознания сущность которого заключается в формировании человека с новым экологическим мышлением, способным осознать последствия своих действий по отношению к окружающей среде, умеющего жить в гармонии с природой, направлено на привитие любви к природе.
Воспитание патриота – сложный процесс. Одним из проявлений патриотизма является любовь к природе.
В настоящее время экологизация системы образования в РФ осуществляется в основном за счет участия образовательных учреждений в различных конкурсах, конференциях, природоохранных акциях. Все больше образовательных учреждений участвуют в международном проекте «Зеленый флаг», с каждым годом растет число участников образовательных экологических лагерей.
Республику Татарстан можно считать одним из ведущих субъектов России по количеству реализуемых программ в сфере экологического образования и воспитания. Татарстан первая в мире территория, которая задекларировала себя как площадку по реализации международной инициативы «Хартия Земли», поэтому экологоориентированные мероприятия проводятся круглый год.