Виды транспортных машин. Классификация транспортных машин
Наибольшее распространение на карьерах для транспортирования полезного ископаемого и вскрышных пород получили железнодорожный, автомобильный и конвейерный транспорт, а также их комбинация.
Применяются гидравлический транспорт, транспорт канатными подвесными дорогами, скиповые подъемные установки, кабельные краны.
К транспортным установкам относятся также оборудование, используемое для механизации погрузочных, перегрузочных и разгрузочных работ (питатели, дозаторы, затворы и т.д.).
Вспомогательные грузы, т.е. оборудование, запасные части, горюче-смазочные материалы, взрывчатые вещества и др., перевозятся автомобильным или железнодорожным транспортом. Железнодорожный транспорт предназначен для карьеров, имеющих относительно большие размеры в плане и объемы перевозки от 20 до 150 млн. т горной массы в год, глубину разработки до 250 м, расстояние транспортирования 5-15 км и более.
Автомобильный транспорт имеет широкую область применения на карьерах — от карьеров малой и средней производственной мощности (с грузооборотом до 15-20 млн. т горной массы в год) при расстоянии транспортирования 1,5-3 км до крупных карьеров (70-100 млн. т) при расстоянии транспортирования до 5 км (в отдельных случаях и более).
Конвейерный транспортпоследнее время эффективно применяется как на мягких горных породах (при грузооборотах 50-60 млн. т в год и более), так и на скальных породах (при грузооборотах 20-30 млн. т в год) при расстоянии транспортирования 4- 6 км. (в отдельных случаях до 20 км).
Область эффективного применения различных видов транспорта весьма ориентировочна, и в каждом конкретном случае рациональный вид (или комбинация видов) транспорта определяется экономической эффективностью и экологической целесообразностью различных вариантов.
Простота обслуживания достигается применением одного вида транспорта на карьере. Однако это не всегда эффективно.
Поэтому часто для транспортирования вскрышных пород применяется один вид транспорта, полезного ископаемого — другой.
Более того, в соответствии с условиями эксплуатации горную массу на всей длине трассы целесообразно в ряде случаев транспортировать не одним видом транспорта, а двумя (или даже несколькими) с перегрузкой.
В этом случае транспорт называют комбинированным (автомобильно-железнодорожный, автомобильно-конвейерный, автомобильно-скиповой и т.д.).
Классификация транспортных машин.
Транспортные машины принято классифицировать по основному признаку¾ принципу действия: на машины непрерывного действия, перемещающие груз непрерывным потоком, и машины цикличного действия, при работе которых четко выражен цикл работы: погрузка горной массы в машину, движение с грузом, разгрузка и движение без груза (порожняком) к месту погрузки (далее цикл повторяется).
К машинам непрерывного действия относятся конвейеры (всех типов), гидравлические транспортные установки и т.д.
К машинам цикличного действия относят железнодорожные составы, автомобили, скиповые подъемники и т.д.
Особенности карьерных транспортных машин
• Карьерные транспортные машины имеют ряд особенностей по сравнению с аналогичными промышленными.
• Во-первых — пункты погрузки, а иногда и разгрузки, постоянно изменяют свое положение, перемещаясь вслед за фронтом горных работ. Это вызывает необходимость периодического перемещения транспортных коммуникаций (железнодорожных путей или автомобильных дорог) или оборудования (конвейерных ставов и др.), то есть появляются временные передвижные коммуникации и оборудование, что обуславливает дополнительные требования к работе к работе машин на этих участках.
• Во-вторых¾при разработке как глубинных, так и нагорных месторождений необходимо преодоление значительных уклонов трассы, которые обуславливают вид и тип транспортной машины, массу перевозимого груза, скорость движения и т. д.
Особенности карьерных транспортных машин
• В-третьих, карьерный транспорт, являясь промежуточным звеном между процессами выемки горной массы и ее переработки или складирования, определяет организационную и параметрическую взаимосвязь между предыдущим (выемкой) и последующим (переработка или складирование) технологическими процессами. Это означает, что смежные технологические процессы должны быть механизированы соответствующим друг другу оборудованием, то есть удовлетворять условию комплектности механизации открытых горных работ.
В четвертых, эффективность, а иногда и возможность работы транспортной машины определяется свойствами перевозимого груза и параметрами трасы.