В России создан и функционирует экономический механизм охраны окружающей среды, ориентированный на рыночную экономику.
Важнейшая задача нового экономического механизма – сделать охрану окружающей среды составной частью производственно-коммерческой деятельности, чтобы заинтерисованность в выпуске конкурентоспособной продукции сочеталась с заинтерисованностью в охране природы.
Основными элементами экономического механизма являются:
- Регламентация режимов природопользования;
- Создание системы платного природопользования;
- Введение лимитов использования природных ресурсов;
- Стимулирование природоохранной деятельности;
- Создание системы финансирования природоохранной деятельности.
Экономический механизм предполагает государственный учет природных ресурсов, включающий количественную и качественную их оценку. Основным инструментом этого являются государственные земельные, водные, лесные кадастры, государственные кадастры недр, животного мира, особо охраняемых территорий и объектов.
Земельный кадастр включает данные регистрации землепользователей (собственники, пользователи, арендаторы), учета количества и качества земель. Данные земельного кадастра служат для оценки рационального использования земель, их учитывают при распределении земель по целевому назначению, при определении платежей за землю и др.
Водный кадастр – это свод систематизированных данных о водных объектах, водных ресурсах, режиме, качестве и использовании вод, о водопользователях. Он включает три раздела: поверхностные воды, подземные воды, использование вод.
Лесной кадастр – свод данных о лесах, степени их вовлечения в эксплуатацию, качественном составе, запасах древесины, ежегодного ее прироста и т.д. С помощью кадастра оценивают эколого-экономическое значение лесов, решают вопросы охраны лесных ресурсов, выбор лесосырьевых баз и др.
Аналогичные функции выполняют кадастры и других природных ресурсов.
В последнее время в связи с обострением экологической ситуации возникла необходимость учета размещения отходов по составу и степени таксичности, а также регистрации загрязнителей окружающей среды. Объектом регистрации служат все опасные и потенциально опасные вещества, независимо от их происхождения, производимые как на территории России, так и ввозимые из-за рубежа.
Регламентация режимов природопользования осуществляется с помощью лицензий, договоров и лимитов.
Лицензия (разрешение) на комплексное природопользование – документ, удостоверяющий право его владельца на использование в фиксированный период времени природного ресурса(земель, вод, недр и др.), а также на размещение отходов, выбросы и сбросы.
В лицензию на комплексное природопользование включают:
1) основные характеристики природного объекта, разрешенного к использованию;
2) сведения о природопользователе;
3) объем прав и ограничения в использовании объекта;
4) порядок и условия внесения платежей за право природопользования;
5) сроки действия лицензии и сроки начала работ.
Лицензии могут иметь экономический характер – разрешение на хозяйственное использование природных ресурсов, и экологический – разрешение на выброс, сброс, захоронение вредных веществ и др. После получения лицензии природопользователь заключает договор о комплексном природопользовании.
Договор предусматривает условия и порядок использования природных ресурсов, права и обязанности природопользователя, размеры платежей за пользование природными ресурсами, ответственность сторон и возмещение вреда.
Лимиты (ограничения) на природопользование – предельные допустимые объемы изъятия и потребления природных ресурсов и вредных воздействий: выбросов и сбросов загрязняющих веществ, размещение отходов производства. Лимиты на природопользование устанавливаются с учетом местных условий. Платность природопользования включает плату за природные ресурсы, за загрязнение окружающей среды и за другие виды воздействия.
Платы за использование природных ресурсов взимается:
- в пределах установленных лимитов;
- за сверхлимитные и нерациональное использование природных ресурсов;
- на их воспроизводство и охрану.
Платежи устанавливаются с учетом кадастровой оценки природных ресурсов, а при ее отсутствии используют другие показатели, характеризующие качество природных ресурсов, их местоположение и продуктивность.
Форма платежей за природные ресурсы в зависимости от их вида и назначения могут быть различными. Например, за использование лесными ресурсами плату взимают в виде лесных податей (налога) и арендной платы, водными объектами – в виде регулярных платежей в течении срока водопользования, землей – в виде земельного налога, арендной платы.
За загрязнение окружающей среды предусмотрена плата за выбросы, сбросы загрязняющих веществ и размещение отходов как в пределах, так и сверх установленных лимитов, за загрязнение недр, почв, загрязнение окружающей среды шумом, электромагнитными и другими видами воздействия.
Методы экономического стимулирования рационального природопользования образуют комплекс мер, обеспечивающих приоритетность проведения природоохранных мероприятий.
В Республике Татарстан в соответствии с законодательством предусмотрено стимулирование рационального природопользования на основе:
- установление налоговых и иных льгот, предоставляемых при внедрении малоотходных и безотходных технологий и производств, использовании вторичных ресурсов, осуществлении другой деятельности, обеспечивающей природоохранной эффект;
- финансирование из экологических фондов природоохранных мероприятий;
- введение специального налогообложения за выпуск экологически вредной продукции, а такжк продукции, выпускаемой с применением экологически опасных технологий;
- введение других видов экономического стимулирования.
Финансирование затрат на восстановление и охрану природной среды осуществляется за счет бюджетных и внебюджетных средств.
Государственное (бюджетное) финансирование направлено главным образом на выполнение целевых программ, ликвидацию последствий техногенных катастроф и стихийных бедствий, строительством крупных природоохранных сооружений и ведется за счет платежей и отчислений за пользование природными ресурсами и загрязнение окружающей среды.
Внебюджетное финансирование ведется за счет собственных средств природопользователей, экологических фондов и экологического страхования. Финансирование за счет собственных средств природопользователь обязан вести при принятии мер по предотвращению вредного воздействия на окружающую среду и здоровье человека, а также при компенсации причиненного экологического вреда.
Экологические фонды функционируют за счет отчислений с предприятий в виде платежей за выбросы и сбросы загрязнителей, за сверхнормативное использование природных ресурсов, реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства, добровольных взносов и других источников. Большая часть средств фондов расходуется на природоохранные мероприятия, меньшая – используется на выплату компенсаций гражданам на возмещение вреда, научные исследования идр.
Особую группу составляет фонды экологического страхования, создаваемые государственными и частными финансовыми органами для оказания помощи и компенсационных выплат предприятиям, учреждениям и гражданам на случаи причинения серьезного ущерба и изменениями в окружающей среде, для страхования инвестиций в экологически рисковые проекты и др.
Экономический механизм природопользования в РФ находится в стадии становления и нуждается в поэтапном совершенствовании.