Управление собой в коучинге часто применяется тогда, когда все валится из рук. Втулки уже отвалились, скоро колеса слетят с осей. В момент неудачи у человека часто возникает потребность в управлении собой. Неудача предоставляет коучу и клиенту возможность поговорить о ней в контексте обучения. Обучение «на ошибках» может быть болезненным («Не трогай печку. Она горячая!»), но зато весьма эффективным. В действительности жизнь можно описать как обучающую среду, полную всевозможных ловушек. К несчастью, один из самых ранних уроков, которые мы усваиваем в жизни, заключается в том, что потерпеть неудачу — это очень плохо, даже постыдно. Мы учимся скрывать свои промахи, извиняться за них или совсем их игнорировать. В результате мы не приобретаем того практического опыта, который могли бы получить, выяснив причины неудачи.
Клиенты будут ошибаться и сталкиваться с неудачами в самом начале коучинга, поэтому коучу предстоит научить их, как с этим справляться. Клиентам пойдет только на пользу совместное с коучем исследование своих ошибок и превращение их в серьезнейший жизненный урок: как они переносят несчастья, как руководят своим обучением.
Коактивный коучинг поощряет клиентов к рассмотрению того, что именно они называют своими «неудачами», подчеркивая разницу между определениями «потерпеть неудачу» и «быть неудачником». Это совсем не одно и то же. Люди по природе своей — целостные, очень сильные, способные и творческие существа. Они не являются неудачниками, даже если порой им что-то не удается. На самом деле, чтобы осуществить серьезные изменения в своей жизни, клиентам часто приходится действовать на пределе своих способностей и возможностей. Порой они делают еще один шаг и терпят поражение; иногда они не совершают нужного шага и страдают из-за упущенных возможностей. Вне зависимости от успеха или неудачи, главное — всегда внимательно относиться к последствиям действий и учиться на них. В этом заключается ценность неудач. Клиент достоин уважения, когда набирается храбрости, обязуется рискнуть и терпит неудачу. Коучинг воспринимает неудачи как нечто важное, он высоко ценит тех, кто способен, признав свои ошибки, поставить себя в такое положение, что заслуживает всяческих похвал.
Упражнения
Управление собой
В каком месте Вы чаще всего «попадаетесь на крючок» во время сессии коучинга? Где Вам, скорее всего, необходимо применять самоконтроль?
Запишите десять возможных высказываний клиента, которые могут отбросить Вас на первый уровень. Например: «Я думаю, что Вы меня не слушаете».
Затем запишите десять действий, которые Вы предпримете, чтобы вернуться к разговору с клиентом и не потерять связи с реальностью.
Далее следуют некоторые способы обуздать своего «гремли-на», при случае попробуйте предложить такие же упражнения своим клиентам:
- внимательно изучите «гремлина», который портит вам коучинг. Нарисуйте его портрет и дайте ему имя;
- перечислите самые распространенные высказывания вашего «гремлина», определите, какой у него голос, ка ким тоном он говорит;
- укажите, в каких ситуациях он чаще всего проявляется;
- посчитайте, сколько раз за неделю он проявит себя.
Быть союзником клиента
В очередной раз обратитесь к списку десяти друзей или коллег. Позвоните им, напишите или отправьте письмо по электронной почте, представляя себя их союзником.
Сообщите им, что вы верите в их способность сделать то, что необходимо. Будьте конкретны в своих формулировках.
Прояснение
Научите друга или коллегу проводить процедуру прояснения, чтобы он мог провести ее с вами. Его работа будет заключаться в том, чтобы поощрять вас глубже внедряться в проблему, которую необходимо прояснить, обостряя при этом ваши чувства до тех пор, пока вы не постигнете ее до конца. Ему не нужно понимать, что с вами происходит; его задача побуждать вас проговаривать это, словно подбадривая спортсмена перед самым финишем.
Выберите ту область вашей жизни, которая нуждается в прояснении, и проделайте упражнения вместе со своим другом. Закончив, поговорите с другом или запишите, что происходило по мере прояснения. Что произошло с «грузом», когда вы позволили себе все высказать? А с вашей жизненной энергией? ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ.