Согласно данной теории конкурентоспособность страны, региона или муниципалитета зависит от способности фирм, расположенных на соответствующей территории, вводить новшества и модернизироваться.
Различия в системе ценностей, культуре, структуре экономики, действующих организациях – все эти элементы вносят вклад в процесс создания и развития конкурентных преимуществ территории. Ни одна страна, регион или муниципальное образование не могут быть конкурентоспособным во всех, или хотя бы в большинстве отраслей. В общем случае те или иные территории достигают успеха в определенных отраслях в связи с тем, что их внутренние условия оказываются в данный момент времени наиболее благоприятными, динамичными и перспективными [3].
Третьим аспектом конкурентоспособности стран, регионов и муниципалитетов является уровень производительности фирм, расположенных на соответствующей территории. Основная цель государственной и муниципальной власти состоит в достижении высокого и постоянно растущего уровня жизни для своих граждан. Уровень жизни населения зависит от способности компаний достигать высокого уровня производительности и повышать производительность с течением времени.
М. Портер выделяет четыре детерминанты конкурентных преимуществ стран, регионов и муниципалитетов:
1) условия для факторов – наличие на соответствующей территории производственных ресурсов, их цена и качество, а также степень развития экономической инфраструктуры;
2) состояние спроса – уровень и динамика изменения спроса на местном, региональном или национальном рынке на производимые фирмами товары или оказываемые услуги;
3) позиции родственных и поддерживающих отраслей;
4) эффективность используемых стратегий, конфигураций организационных структур и характер внутренней конкуренции [3].
Эффективность деятельности органов государственного и муниципального управления является пятым фактором, определяющим конкурентоспособность страны, региона или муниципального образования.
Еще одним аспектом концепции М. Портера является смещение в результате развития территорий основы конкурентной борьбы от вышеуказанных детерминант в сторону создания и освоения знаний. Данное положение коррелирует с концепцией обучающейся экономики (экономики, основанной на знаниях).
Как и теория страновой, региональной и муниципальной конкуренции М. Портера концепция экономики, основанной на знаниях, является видением современных ученых на процессы конкурентной борьбы территорий.
Согласно Б. Лундволу и Б. Джонсону глобализация экономических процессов создает предпосылки для изменения роли ресурсов в современной конкурентной борьбе: ведущая роль с материально-вещественных и энергетических ресурсов переходит к информационным и интеллектуальным ресурсам. Развитие современных территориальных хозяйственных систем происходит в тесной взаимосвязи с развитием информационных технологий, появлением электронных денег и бурным ростом виртуальной экономики. Кроме этого, повышается информационная прозрачность бизнеса, а современными лозунгами компаний являются слияние, создание альянсов, стратегическое партнерство, совместная работа и наднациональная глобализация деятельности [12]. Таким образом, на современном этапе появляется и развивается новый тип экономики – экономика, основанная на знании, при которой содержание конкурентной борьбы территорий существенно изменяется. Согласно концепции обучающейся экономики город может развивать свои конкурентные преимущества на основе использования следующих инструментов:
а) развития информационной инфраструктуры города;
б) содействия фирмам в получении так называемых «создаваемых» ресурсов, к которым относятся навыки, умения, квалификации, а также методы достижения поставленных целей;
в) содействие местным жителям в развитии своей собственной компетенции, формировании системы знаний, на основании которой индивиды могут быть успешными и востребованными локальной, региональной, национальной и мировой экономикой;
г) создание уникальной компетенции города в определенной отрасли знания, технологий и специализации;
д) развитие системы многоуровнего диалогового взаимодействия, в результате которого может быть повышен уровень компетенции индивидов, фирм, органов местного самоуправления [13].
Еще одним эффектом диалогового взаимодействия может быть получение нового знания. Кроме этого, на основе вышеуказанной системы возможно создание «развивающих коалиций», в рамках которых их участники поддерживают и повышают конкурентные преимущества друг друга [14].
Таким образом, конкуренция муниципальных образований (а в большей степени этот процесс развивается на уровне городов) является новой гранью современной действительности и актуальным направлением научного исследования.