Воздухоочиститель .... с бумажным фильтрующим элементом
Запуск двигателя ..... кикстартером
Остановка двигателя . . . выключателем зажигания
Направление вращения коленвала по часовой стрелке (смотреть со стороны генератора)
Система смазки совместно с горючим, Масло М-63/10В,-Л (ДВ-АСЗП -10В)ТУ 38.101.155-76
Топливо смесь бензина А-76 или А-72 ГОСТ 2084-77 с маслом М-6 в соотношении 33:1 для полностью обкатанного двигателя и 20:1 в период обкатки.
Допускается применять бензин с октановым числом до 86 и специальное масло М12ТП ТУ 38.101.956-83 в пропорции 50:1 для обкатанного двигателя и 33:1 в период обкатки.
Смазочный материал для коробки передач – масло всесезонное:..... М-6 3 /10В
(ДВ-АСЗ ц 10В) ТУ 38.101.155-76; зимой М-8В, ГОСТ 10541-78 .
Система зажигания .... генератор 26.3701 ТУ 37.003.1024-80 в комплекте с блоком коммутатор-стабилизатор БК.С 252.3734 ТУ 37.003.876-78 и высоковольтным трансформатором 2102.3705 ТУ 37.0003.880-78
Силовая передача
Сцепление
многодисковое, в масляной ванне
Переключение передач
.ручное (В-50) или ножное (В-501)
Число ступеней в коробке передач
Главная передача
роликовой цепьюПр-12, 7-1820-1 ГОСТ 13568-75
Передаточные отношения:
первая передача
4,75
I передача
2,08
II передача
1,17
Общее передаточное отношение пускового механизма
9,5
Объем масла в коробке передач, л
0,5
Электрооборудование и приборы
Свеча зажигания
А17В ГОСТ 2043-74
Фара
25.3711
Фонарь задний
20.3716 (с сигналом торможения и освещением
номерного знака)
Переключатель света с кнопкой сигнала
П 200
Выключатель сигнала торможения
ВК 854Б
Выключатель зажигания
П 201
Световозвращатели
15.3731 -01
Звуковой сигнал
14.3721-10
Спидометр со счетчиком
СП 101
Ходовая часть
Рама
трубчатая, сварная
Передняя вилка
телескопическая, с пружинными амортизаторами
Задняя подвеска
маятниковая, с пружинными или гидравлическими амортизаторами
Колеса
взаимозаменяемые
Шины
2,50-16 или 2,50(85-16) ГОСТ 5652-78
Тормоза
колодочного типа
Основные данные для регулировок и контроля
Зазор между электродами свечи, мм
0,4-0,6
Свободный ход конца рычага управления сцеплением, мм
5-10
Свободный ход конца рычага управления передним тормозом, мм
5-10
Величина прогиба цепи между звездочками, при усилии 10±2Н.
5-15
Свободный ход педали ножного тормоза, мм
20-40
Давление в шинах колес при эксплуатации, кгс/см2:
переднего колеса
1,8
заднего колеса
2,0
УСТРОЙСТВО, РАБОТА И РЕГУЛИРОВКА ОСНОВНЫХ АГРЕГАТОВ МОКИКА ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ И ПРИБОРЫ (Рис. 1)
Рычаг управления с ц е л л с н и е м 1 предназначен для разъединения и плавного соединения двигателя с силовой передачей. При включенном сцеплении рычаг упирается в фиксатор, вследствие чего предотвращается включение передачи при невыжатом сцеплении.
Рукоятка управления переключением передач 7 сблокирована со сцепление" и служит для переключения передач. Переключение передач можно производить только при выключенном сцеплении. Для включения первой передачи следует выжать рычаг управления сцеплением и повернуть рукоятку па себя до упора, для включения второй — от себя до упора. Нейтральное положение находится между первой и второй передачами.
Рис. 1. Органы управления и приборы
1 — рычаг управления сцеплением; 2 — переключатель света с кнопкой звукового сигнала; 3 — спидометр; 4 — рычаг управления передним тормозом; 5 — рукоятку управления дросселем карбюратора; 7 — рукоятка управления переключением передач; 8 — зеркало заднего вида; 6 — выключатель зажигания.
В двигателе В-501 первая передача включается нажатием рычага переключения передач вниз, вторая — нажатием рычага вверх.
Рычаг управления перед «им тормозом 4 приводит в действие тормозные колодки переднего колеса. Передним тормозом следует пользоваться совместно с задним ножным тормозом Рукоятка управления дросселем карбюратора 5 предназначена для регулирования количества топливной смеси, поступающей в двигатель. При повороте рукоятки на себя дроссельный золотник карбюратора поднимается, от себя — опускается, а обороты двигателя соответственно увеличиваются или уменьшаются.
Переключатель света с кнопкой звукового сигнала 2 предназначен для включения ближнего или дальнего света, лампы освещения номерного знака заднего фонаря и подачи звукового сигнала.
Остановка двигателя производится поворотом рычажка выключателя 6, расположенного на правой стороне руля, в крайнее правое или левое положение.
Рычаг управления задним тормозом расположен с правой стороны около подножки водителя. Нажатием рычага «вниз» приводятся в действие тормозные колодки заднего колеса и включается лампа сигнала торможения заднего фонаря.
Рулькрепится с помощью замка руля (Рис. 2) к передней вилке мокика.
Чтобы отсоединить руль, .следует отвернуть гайки 5, вытянуть прижим 4, снять головку 2, руль и основание 3.
К приборам относится спидометр 3 (Рис. 1), имеющий счетчик пройденного пути и указатель скорости.
На мокике установлен одноцилиндровый, двухтактный двигатель В-50 или В-501. Разрез двигателя и вид слева даны на рисунках 3 и 4.
Двигатель состоит из следующих основных частей: картера, цилиндра, головки цилиндра, кривошипно-шатунного механизма, сцепления, коробки передач, пускового механизма и систем зажигания, питания и выхлопа газов.
Картер (см. рис. 4) является основной силовой и несущей частью двигателя и состоит из левой 3 и правой 33 половиц, стянутых между собой винтами. Правая крышка картера 32 закрывает генератор 31.
звездочку ведущую 29 и рычаг переключения передач. В правую крышку вмонтирован редуктор привода спидометра с шестернями 27 и 28. Левая крышка картера 4 закрывает механизм управления сцеплением 6.
Цилиндр к картеру, а также головка цилиндра к цилиндру крепятся посредством четырех шпилек и гаек.
Частичная разборка двигателя обычно производится без снятия его с рамы мокика.
Порядок снятия цилиндра:
— отсоедините привод свечи, выхлопную трубу;
— отсоедините болт крепления головки цилиндра к раме мокика;
— отверните четыре гайки крепления головки цилиндра, снимите головку и прокладку;
— отсоедините карбюратор;
— переместите поршень в нижнюю мертвую точку (НМТ), снимите цилиндр и прокладку цилиндра.
— Отверстие в картере во избежание засорения закройте чистой тряпкой.
Порядок сборки цилиндра:
— снимите тряпку с отверстия в картере, поставьте прокладку цилиндра и .наденьте цилиндр; следите за правильным положением поршневых колец (концы колец должны упираться в установочные штифты, запрессованные в канавки поршня);
— поставьте прокладку, .наденьте головку цилиндра и затяните крест-накрест четыре гайки крепления головки (крутящий момент 0,60—0,75 кгс-м через два приема);
— после прогрева и полного охлаждения двигателя дотяните гайки крепления головки цилиндра.
Кривошипно-шатунный механизм (Рис. 4) состоит из поршня 37 с двумя компрессионными кольцами 36, поршневого пальца 35, шатуна 34 и коленчатого вала 30.
На сферической поверхности поршня выбита стрелка, обращенная в сторону выхлопного отверстия гильзы цилиндра. В кольцевых канавках запрессованы латунные штифты для фиксации положения поршневых колец.
Кривошипно-шатунный механизм смазывается маслом, находящимся в топливной смеси.
Удаление нагара
Нагар на деталях поршневой группы приводит к снижению мощности двигателя и вызывает его чрезмерное перегревание.
Для удаления нагара необходимо снять головку ци-цилнндра и цилиндр, установить поршень в положение ВМТ, закрыть отверстие картера чистой тряпкой и снять поршневые кольца. Затем осторожно алюминиевым или пластмассовым скребком удалите нагар со стенок выхлопного канала цилиндра, головки цилиндра, днища поршня и канавок поршневых колец.
После снятия нагара места чистки тщательно протереть тряпкой, смоченной в керосине.
Порядок замены поршневых колец:
— снимите головку с цилиндра и цилиндр;
— снимите кольца с поршня при помощи трех стальных полосок. Полоски просовываются под кольцо (одна — посередине, две — под концы замка кольца);
— вставьте снятое кольцо в верхнюю часть цилиндра (на глубину примерно !0 мм) и измерьте зазор в за«.ке кольца. Если зазор превышает 0,8 мм, кольца следует заменять. (Нормальная величина зазора — 0,2 мм);
— удалите нагар с канавок и установите кольца при помощи трех стальных полосок.
(Рис. 4а) работает и масляной ванне и управляется посредством механизма 6, приводимого в движение рычагом управления сцеплением и, кроме периодической проверки и регулировки свободного хода рычага, ,не требует никакого ухода.
Для проверки правильности регулировки выключите Сцепление и включите одну из скоростей, заднее колесо мокика при этом должно свободно проворачиваться, при включенном сцеплении колесо не должно проворачиваться.
Свободный ход конца рычага управления сцеплением должен быть от 5 до 10 мм.
Если свободный ход рычага не укладывается в эту величину — отрегулируйте его поворотом упора, установленного на троссе управления сцеплением в следующем порядке:
— отпустите контргайку;
— придерживая рукой гайку регулировочную, вверните (выверните) упор и зафиксируйте его положение контргайкой.
При ввертывании упора свободный ход рычага увеличивается, и наоборот.
Если износ дисков сцепления значителен и свободный ход рычага нельзя отрегулировать поворотом упора, отрегулируйте его путем сокращения длины троса. Для этого отсоедините трос от рычага на нижней части двигателя, отпустите винт крепления сухаря троса, передвиньте его в сторону оболочки, затяните винт и установите трос на место.
Коробка передач
двухступенчатая.
Регулировка механизма ручного переключения
передач и порядок смены масла
При нарушении работы механизма, переключения передач отрегулируйте его путем увеличения или уменьшения натяжения троса управления переключением передач, поворотом упора, установленного на тросе управления переключением передачи, следующим образом:
— снимите правую крышку картера;
— поставьте рукоятку переключения передач в положение, соответствующее включению второй передачи;
— поворотом упора добейтесь натяжения троса так, чтобы расстояние от центра сухаря до упора оболочки троса было в пределах 49—51 мм.
Если должное .натяжение троса отрегулировать поворотом упора невозможно, отрегулируйте его путем сокращения троса так же, как и в случае регулировки сцепления.
При правильно отрегулированном механизме переключения передач, поставленном в нейтральное положение, при движении мокика не должно быть звука касания муфты переключения передач о первичный вал или шестерню первой передачи.
Смену масла производите через первые 500 км, а затем регулярно через 1500 км пробега в следующем порядке:
— вверните пробку 45 и залейте приблизительно 250 см3 масла и вверните пробку 43, дайте двигателю поработать 3—5 минут на подставке (можно проехать на мопеде короткое расстояние), попеременно включайте передачи;
— слейте отработанное масло; выверните винт 44, закрывающий контрольное отверстие, и залейте приблизительно 500 см3 чистого масла (уровень масла должен совместиться с контрольным отверстием); вверните винт 44.
Смену масла в коробке передач производите при прогретом двигателе.
Пусковой механизм (кикстартер) (Рис. 3)
Запуск двигателя осуществляется нажатием ногой на педаль шатуна кикстартера 12. Для обеспечения возврата шатуна кикстартера в исходное положение в пусковом механизме вмонтирована пружина 13. В случае ослабления пружины натяжение ее регулируется перестановкой конца пружины (против часовой стрелки) на отверстия в левой крышке картера.
Чтобы снять шатун кикстартера следует вывернуть
стяжной болт шатуна. Установку шатуна производите в следующем порядке:
— извлеките резиновую заглушку из картера с правой стороны вала кикстартера, поставьте вместо нее упор для исключения осевого перемещения вала кикстартера;
— легкими ударами молотка по торцу шатуна установите шатун на шлицы вала в вертикальном положении, с уклоном 15° от вертикального положения в сторону цилиндра, заверните болт и поставьте заглушку.
В процессе эксплуатации двигателя могут иметь место случаи проела бдения крепления шатуна кикстартера к валу кикстартера и педали шатуна к шатуну кикстартера, поэтому необходима регулярная подтяжка болта крепления шатуна и винта крепления педали шатуна.
При запуске двигателя рукоятка или рычаг переключения передач должна находиться в нейтральном положении.
двигателя состоит из топливного бака, бензинового краника, карбюратора и воздушного фильтра.
Бензиновый краник имеет три положения: О — открыто; Р — резерв; 3 — закрыто.
Карбюратор
(Рис. 5) служит для приготовления горючей смеси.
От регулировки карбюратора во многом зависят устойчивость работы двигателя и расход топлива.
Натяжение троса регулируется направляющей 4 и должно быть таким, чтобы дроссель 6 опускался до полного закрытия диффузора. Признаком правильной регулировки является наличие небольшого люфта оболочки троса при полностью опущенном дросселе.
Регулировка оборотов холостого хода и расхода топлива производится винтом упора дросселя 7 (с шестигранной головкой) и винтом качества 18 (с цилиндрической головкой). Оба винта находятся с правой стороны карбюратора.
Регулировку производите в следующей последовательности:
— до пуска двигателя вращением винта 7 установите дроссель в такое положение, чтобы между его основанием и нижней образующей смесительной камеры был зазор 2—2,5 мм, т е. вверните винт до упора и выверните на 2 оборота;
— винт 18 полностью заверните, а затем выверните на 1—1,5 оборота;
— после пуска и прогрева двигателя винтом 7 установите минимально устойчивые обороты холостого хода;
— винтом 18 найдите такое положение, в котором при резком открытии дросселя двигатель быстро развивает обороты, работает устойчиво.
Уход за карбюратором состоит в периодической очистке и промывке его деталей и каналов от грязи и смолистых отложений. Промывку рекомендуется производить чистым бензином. Промытые детали и каналы карбюратора следует продуть струей воздуха.
Категорически запрещается промывать карбюратор ацетоном и другими растворителями, а также .прочищать жиклер и калиброванные отверстия проволокой или другими металлическими предметами.
Воздушный фильтр
(Рис. 6) состоит из глушителя шума впуска и бумаЖ'Ного фильтрующего элемента.
Уход за воздушным фильтром заключается в периодической очистке его бумажного элемента продувкой воздухом при помощи насоса.
При эксплуатации мокика по асфальтированным дорогам очистку элемента производите после 3000 км пробега; при эксплуатации мокика по пыльным дорогам — после 2000 км пробега.
Бумажный элемент допускает не более трех продувок.
После 6000 км пробега бумажный элемент замените.
Предохраняйте бумажный элемент от попадания на пего масла.
Снятие фильтрующего элемента производите следующим образом:
— отверните болт 4 (рис. 6),
— снимите крышку 5 и извлеките фильтрующий элемент.
Установку производите в обратном порядке.
Система выхлопа газов состоит из выхлопной трубы и глушителя, соединенных между собой накидной гайкой.
Электрооборудование
состоит из источника электроэнергии, потребителей и электрической сети. Схема электрооборудования дана на рис. 7.
Источник электроэнергии — генератор переменного тока (мощность 45 ватт, напряжение 7 В), блок коммутатор-стабилизатор БКС и высоковольтный трансформатор. Генератор смонтирован на двигателе. Ротор генератора с ротором датчика, как одно целое, установлен на конической цапфе коленчатого вала двигателя.
Статор генератора закреплен на картере двигателя тремя винтами. Крепление статора генератора к картеру двигателя обеспечивает регулировку опережения зажигания.
Момент зажигания осуществляется сигналом индукционного датчика, закрепленного на статоре генератора двумя винтами.
В процессе эксплуатации мокика регулировка зажигания не требуется, так как момент зажигания установлен на заводе и отмечен риской на картере двигателя, с которой совпадает нижняя кромка выемки на посадочном диаметре статора генератора; следует только следить за натяжением винтов крепления статора к картеру и периодически проверять и регулировать зазор между ротором датчика и датчиком, который должен быть в пределах 0,3—0,5 мм.