1. Мне нравятся сильные, глубокие и проникновенные цвета и краски.
2. Когда у меня нет готового ответа, я предпочитаю потерпеть.
3. Я мыслю картинами.
4.У меня хорошая память на мелодии.
5.Чтобы понять, что это такое, я предпочитаю потрогать это руками.
6. Когда ситуация усложняется, я чувствую себя возбужденным.
7. Объясняя что-либо, я использую визуальные картины.
8. Я составляю представление о людях по их голосу.
9. Я обращаю внимание на свои чувства и отдаю предпочтение им.
10. Когда мое мнение отличается от мнения других, я обычно прибегаю к своим инстинктам.
11. Я предпочитаю прочитать о предмете, нежели услышать от кого-то. 12. У меня хорошее чувство музыки.
13. Я часто прикасаюсь к другим людям. Хочу, чтобы ко мне прикасались.
14. Часто я не могу описать, почему или как я знаю что-то.
15. Я обладаю артистическими способностями.
16.Я легко могу подражать (подстраиваться) к различным звукам в моем окружении.
17. Я основательно стою на ногах (реалист, не строю воздушных замков).
18. Когда у меня есть интуиция, я ей доверяю.
19.Я могу лучше понять ситуацию (вещь), если я могу это видеть, наблюдать.
20. Я предпочитаю, чтобы кто-то мне объяснил суть вопроса, чем, если я прочту это сам.
1 – неверно
2 – скорее, всего неверно
3 – не знаю
4 – скорее верно
5 – верно
кинестетический
эмоционально-чувственный
визуальный
аудиальный
Герман Константинович Селевко.
Как важно в жизни, помня о желаниях, возможностей своих не забывать!
Э. Асадов
Способности, задатки
Психическое развитие личности заложено в природе каждого человека. Наследственные механизмы запускают физический рост и развитие организма и тем самым готовят физиологические предпосылки для психического развития. Эти предпосылки обуславливаются особенностями строения мозга и нервной системы, индивидуальны для каждого человека и называются задатками.
Одни задатки определяют развитие, например, познавательных процессов у человека (внимания, памяти, воображения, мышления и речи); другие влияют на развитие музыкальных, технических, математических, лингвистических, художественно-изобразительных, литературных и других способностей.
Способности — качества, обеспечивающие успешность овладения и продуктивность той или иной деятельности.
Задатки и способности личности не являются чем-то неизменным: те и другие развиваются. Это развитие неравномерно и не жёстко связано с возрастом; отдельные способности проявляются в самые различные возрастные периоды и часто относятся к какой-то одной ограниченной области.
На формирование способностей существенное влияние оказывают вся окружающая вас среда и целенаправленные воздействия — обучение и воспитание.
Для школьной практики очень важны способности, проявляющиеся в учебной деятельности. Учебные способности связываются прежде всего с учебными успехами, и по данному признаку учеников делят на отличников, хорошистов, троечников, двоечников.
Часто бывает так: если учащийся способный, то у него четвёрки и пятёрки, а неспособный — тройки и двойки по всем предметам. В этом проявляются общие учебные способности (хорошее внимание и намять приносят успех во всех предметах).
Кроме общих учебных способностей у школьников могут проявляться и специальные способности, т.е. способности в какой-либо области знаний и деятельности (например, у ученика по математике — пятёрка, а по остальным — и тройки, и двойки).
Для чего нужно знать способности человека?
Для того чтобы вовремя определиться в выборе будущей профессии,. т.е. избрать для себя такую деятельность, которая наиболее соответствует имеющимся способностям. Профессиональная конкуренция в современных видах человеческой деятельности достаточно высока и выдержать её легче людям, наиболее подготовленным.
Например, вряд ли в наше время можно, не имея достаточно развитых способностей, рассчитывать на успех в таких сложных видах деятельности, как бизнес, техника, литература, искусство, науки и многое другое.
При наличии способностей человек может добиться значительных успехов именно в данном виде деятельности, используя и развивая свою индивидуальность.
Кроме этого, обществу, государству не безразлично, открыли ли вы свои способности, развиваете ли их: ведь процветание страны определяют успехи его граждан. Общество должно «снять с человека свой урожай». Вот почему государство заинтересовано, чтобы получить «от каждого — по его способностям».
Как узнать, к чему у вас способности?
Способности проявляются только в деятельности: ваших действиях и поступках. Хотите узнать свои способности — испытайте себя в различных делах.
Как узнать свои способности?
Тест на способности в специальной области деятельности
Оцените себя сами и дайте оценить себя друзьям, родителям.
• любите, решать математические, физические задачи, головоломки, используя нестандартные методы решения;
• способны к формализированному восприятию условий задачи; каждую задачу осознаёте сразу как одну из некоторого класса и решаете в общей форме, можете дать несколько разных решений;
• умеете логически рассуждать, быстро перестраиваться с одной умственной операции на другую;
• имеете чёткое и ясное рациональное мышление, стремитесь к кратчайшему изящному и экономичному пути к цели;
• можете изготовить изделие по образцу или инструкции;
• можете внести частичные изменения в изделие, которые улучшают, образец в соответствии с условиями;
• можете внести оригинальные усовершенствования и решения в своё изделие, которые модернизируют образец;
• вам посильна самостоятельная технологическая разработка сложном оригинального изделия;
• работаете на творческом уровне, создаёте свои произведения, получающие положительную общественную оценку.
Область техники:
• любите разнообразные технические устройства, испытываете к ним интерес;
• сами «докапываетесь» до причин неисправности механизмов и аппаратуры, ремонтируете их;
• интересуетесь технической литературой;
• умеете работать с приборами, машинами, осуществлять их ремонт наладку;
• разбираетесь в электро- и радиотехнических устройствах, монтируете собственные конструкции.
Посмотрите, сколько людей вокруг вас: родные, друзья, учителя, соседи и все окружающие! Они чем-то похожи, в чём-то отличаются друг от друга. В первую очередь мы выделяем среди них мужчин и женщин, детей и взрослых, высоких и низких, красивых и не очень, то есть обращаем внимание на внешние признаки. Но ведь мы знаем, что среди них есть ещё добрые и злые, хорошие и плохие, храбрые и трусливые. Это уже не внешние качества — они скрыты от нас, находятся внутри человека и проявляются в поведении человека, в отношениях с окружающими. Такие скрытые, внутренние качества человека изучает наука психология: они называются психологическими качествами (свойствами, чертами).
Какие внутренние качества • свои и окружающих вас людей ™ вы знаете, можете назвать?
Давайте зададимся вопросами: «А какие мы?», «Какой я?» Что каждый из вас может сказать о себе? Знаете ли вы, кто вы и какие вы? Для этого выполним несколько упражнений.
Ответы в тетрадь. Большинство из вас напишет, что он - ученик. Затем вы вспомните своё имя, например, «Я -Вова». Может, вам захочется сказать про себя, что вы - сын своих родителей, чей-то друг, что вы — футболист, хоккеист и так далее. Труднее ответить на вопрос о себе: «Какой я?» В этом вам помогут следующие фразы, продолжите их:
• — ученик (ученица) пятого класса, который (которая)... (назовите наши анкетные данные)...
• Мои самые хорошие качества — это...
• Больше все/о в себе мне нравится...
• Я люблю играть и...
• Мой любимый школьный предмет...
• Ялюблю читать кпши о...
• Ялюблю смотреть фильмы о...
• Мне нравится музыка...
• Моё любимое развлечение...
Методики диагностики одарённости.
Карта интересов для младших школьников.
Инструкция для детей.
В правом верхнем углу листа ответов запишите свои имя и фамилию. Ответы на вопросы помещайте в клетках: ответ на первый вопрос в клетке под номером один, ответ на второй вопрос под номером два и т.д. Всего 35 вопросов. Если то, о чём говорится нравится, ставьте знак «+», если не нравится «- «, если очень нравится, ставьте «++».
Лист вопросов.
Каждый вопрос начинается со слов: «Нравится ли вам...»:
1) решать логические задачи и задачи на сообразительность;
2) читать самостоятельно (слушать, когда тебе читают) сказки, рассказы,
повести;
3) петь, музицировать;
4) заниматься физкультурой;
5) играть вместе с детьми в различные коллективные игры;
6) читать( слушать, когда тебе читают) рассказы о природе;
7) делать что-нибудь на кухне(мыть посуду, помогать готовить пищу);
8) играть с техническим конструктором;
9) изучать язык, интересоваться и пользоваться новыми незнакомыми
словами;
10) самостоятельно рисовать;
11) играть в спортивные подвижные игры;
12) руководить играми детей;
13) ходить в лес, на поле, наблюдать за растениями, животными;
14) ходить в магазин за продуктами;
15) читать (когда тебе читают) книги о технике, машинах, космических
кораблях и др.;
16) играть в игры с отгадыванием слов(названий городов, животных)
17) самостоятельно сочинять истории, сказки, рассказы;
18) соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам;
19) разговаривать с новыми незнакомыми людьми;
20) содержать домашний аквариум, птиц, животных (кошек, собак и др.);
21) убирать за собой книги, тетради, игрушки и др.;
22) конструировать, рисовать макеты самолётов, кораблей и др.;
23) знакомиться с историей (посещать исторические музеи);
24) самостоятельно, без побуждения взрослых заниматься различными
видами художественного творчества;
25) читать(слушать, когда тебе читают) книги о спорте, смотреть спортивные
телепередачи;
26) объяснять что-то другим детям или взрослым людям (убеждать, спорить,
доказывать своё мнение);
27) ухаживать за домашними растениями;
28) помогать взрослым детям уборку в квартире (вытирать пыль, подметать
пол и т.д.)
29) считать самостоятельно, заниматься математикой в школе;
30) заниматься общественными явлениями и международными событиями;
31) участвовать в постановке спектаклей;
32) заниматься спортом в секциях и кружках;
33) помогать другим людям;
34) работать в саду, на огороде, выращивать растения;
35) помогать и самостоятельно шить, вышивать, стирать.
Лист ответов: в клетках листа записываются (плюсы, минусы) ответы на все данные вопросы.
Дата
Фамилия, имя
Обработка результатов:
Вопросы составлены в соответствии с условным делением склонностей ребёнка на семь сфер:
• математика и техника;
• гуманитарная сфера;
• художественная деятельность;
• физкультура и спорт;
• коммуникативные интересы;
• природа и естествознание;
• домашние обязанности, труд по самообслуживанию.
Данная методика, кроме диагностической функции, поможет в решении и коррекционно-педагогических задач. Полученные результаты могут быть очень полезны как опорная схема для дальнейших наблюдений за ребёнком. С помощью их легче сделать развитие ребёнка всесторонним и гармоничным.
Обработка результатов:
Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Доминирование там, где больше плюсов. При подведении итогов и особенно при формулировке выводов следует сделать поправку на объективность испытуемых. Необходимо учитывать также, что у одарённого ребёнка интересы во всех сферах могут быть одинаково хорошо выражены, при этом у ряда детей может наблюдаться отсутствие склонностей к каким-либо сферам. В этом случае следует вести речь о каком-либо определённом типе направленности интересов ребёнка.
Данная методика может активизировать работу с родителями. Подтолкнуть их к изучению интересов и склонностей собственных детей, дать им возможность, по крайней мере, задуматься над этой сложной проблемой. Это позволит создать более объективную картину направленности интересов ребенка и выявит зоны для коррекционной работы с детьми.
Анкета для ученика.
Пожалуйста, заполни анкету, правдиво ответив на вопросы. Здесь не может быть верных или неверных ответов!
1. Какой твой любимый предмет в школе?
2. Твои интересы и увлечения вне школы
3. Отметь всё, с чем, по-твоему, ты хорошо справляешься:
• чтение
• письмо
• выступление перед классом
• искусство (рисование красками, лепка и т.д.)
• музыка (пение, слушание музыки, игра на музыкальном инструменте)
• математика ( вычисления, измерения, решение логических задач и т.д.)
• двигательная деятельность (ганцы, спорт, актерская игра и т.д.)
• работа в одиночестве
• работа в группе или команде
• конструирование, создание моделей и т.д.
4. Добавь сам, чем ты ешё увлекаешься, и чего нет в списке
5. Каким способом ты любишьузнавать что-либо новое? Например, читая, беседуя с другими, обучаясь один, проигрывая что-либо, в непосредственнойдеятельности и
6. Какие навыки, виды деятельности или школьный предмет ты хотел бы улучшить? __________________________________________________
7. Какие навыки, виды деятельности или школьный предмет ты уже улучшил?___________________________________________________
8. Что можно изменить или улучшить, чтобы тебе было интереснее
учиться?
9. Какие самые твои приятные воспоминания, связанные со
школой?
10.Какие профессии интересуют тебя для твоего будущего?