Утверждено учебно-методическим Советом филиала МЭИ в г. Смоленске в
качестве методических указаний для студентов, обучающихся по направлению
230100 «Информатика и вычислительная техника» (квалификация (степень) «бакалавр»).
Подготовлено на кафедре гуманитарных наук
Рецензент:
кандидат исторических наук, доцент филиала МЭИ в г. СмоленскеВ.Г. Афанасьев
С 77
Стародворцева, Н.П. История России. Методические указания по организации самостоятельной работы студентов по курсу «История России»[Текст]: методические указания / Н.П. Стародворцева, М.Н. Игудисман. – Смоленск: РИО филиала МЭИ в г. Смоленске, 2014. – 39 с.
Рассматриваются темы девяти семинарских занятий по курсу «История России», приводятся рекомендации и задания по организации самостоятельной работы студентов. Рекомендовано для студентов как очной, так и заочной форм обучения, в том числе с обучающимися по другим направлениям бакалавриата.
Вас ждет серьезное испытание: познакомившись в школе с историей Отечества в рамках I (8 – 9 классы) и II (10 – 11 классы) концентров, Вы вновь обращаетесь к истории России. Однако теперь и содержание курса, и формы работы над ним будут существенно отличаться от того, к чему Вы успели привыкнуть.
Курс «История России» входит в базовую часть гуманитарного, социального и экономического цикла (Б.1).Данный учебный курс призван сформировать целостное представление об исторических процессах и явлениях, систематизировать и дополнить знания студентов по отечественной истории, помочь уяснить диалектику общего и особенного в историческом процессе, понять место российской истории в мировом цивилизационном процессе, рассмотреть сложные проблемы современной общественной жизни, способствовать формированию культуры мышления, навыков самообразования и научного исследования. Эти знания и навыки необходимы каждому образованному человеку независимо от его профессиональной деятельности.
В курсе подлежат рассмотрению проблемы возникновения и развития российской цивилизации, вопросы взаимодействия революций и реформ, альтернативности общественного развития, политического лидерства. К предмету дисциплины относятся проблемы становления и развития государственности, политических институтов, истории политических партий и движений, общественно–политической мысли в России.
Важное место отводится анализу социально–экономического развития, характеристике важнейших тенденций в духовной и культурной жизни, проблемам формирования и особенностей российского менталитета.
Курс построен по проблемно–хронологическому принципу и предусматривает рассмотрение основных этапов и важнейших проблем отечественной истории в сравнении с всемирной историей. В изложении предполагается список концепций, отсутствует излишняя политизация.
Учебный план для студентов по курсу «История России» предполагает курс лекций (18 часов), проведение семинарских занятий (18 часов) и 108 часов самостоятельной работы. Спецификой обучения является большой объем
самостоятельной работы студентов, предполагающей изучение источников,
учебных пособий, справочной и дополнительной литературы. С целью оказания помощи в подготовке к семинарским занятиям и зачетудля студентов проводятся консультации. Завершается курс сдачей дифференцированного зачета.
Разумеется, невозможно в течение одного семестра изучить в деталях ход российской истории. Но такая цель и не ставится. Главная задача курса –выявить основные особенности и тенденции развития России, сделавшие ее в итоге столь непохожей на страны Запада. Чтобы лучше понять, в чем заключается «логический стержень» курса, начните с изучения раздела «Между Востоком и Западом: Россия на перепутьях истории». В нем показано, как накапливались различия между Россией и остальной Европой под воздействием того выбора, который делала страна (а иногда за нее – обстоятельства), подойдя в очередной раз к исторической развилке.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
В результате освоения дисциплины (модуля) формируются перечисленные ниже компетенции.
ОК–1«Владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения».
Бакалавр должен:
знать:категориальный аппарат, позволяющий адекватно воспринимать различную информацию; источники получения информации об исторических событиях и процессах и способов ее обработки;
уметь:применять законы логики и общие свойства правильного мышления (свойства определенности, непротиворечивости, последовательности и доказательности) для анализа исторических процессов и событий; использовать методы критического анализа исторических процессов; «читать» исторические источники; преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами объективности и историзма;
владеть:навыками самостоятельной работы с различными источниками исторической информации; навыками анализа исторических источников, объективной оценки получаемой информации из различных источников, способностью к восприятию исторической информации.