Буд_шь ли ты в с_стояни_ сообщить мне о времен_ пр_дстоящ_й экскурси_ к следующ_й су(б, бб)оте, в осе(н, нн)_й рощ_ хорошо дыш_тся и ле_ко пиш_тся, он грез_л о син_м мор_ и о белом па- р_ход_ все последующ_е после осен_ мес_ц_, с пож_лтевш_й акаци_ донос_тся голос уже пробудивш_йся птиц_, о следующ_й наш_й экспедици_ вы смож_те узнать в будущ_е воскр_сенье, новост_ о нынешн_м состояни_ дел нос_т прот_воречивый х_рактер, издал_ка слыш_тся в осе(н, нн)_й чащ_ дро(б, п)ь дятла, в лучш_й своей пов_ст_ вы лучш_ ра(с, сс)каж_те о могуч_м даре своего г_роя, он не лучш_го мнения о Григори_ Печ_рин_, в чащ_ леса о чём (то) шепч_т желтеющ_й листве трава, он леч_тся в боль ниц__.
1) Дальше через две подводы ш_л с кнутом в руке человек в дли(н, нн)ом рыж_м пальто, в к_ртузе и с_погах с опустивш_мися г_ленищ_ми. 2) П_нтелей борм_тал и, (по) вид_мому, (не) заботился о том, слыш_т его Егорушка или нет. 3) По правой сто- р_не дороги на всём её прот_жени_ ст_ят тел_графные столбы с двумя пров_локами. 4) Ед_шь и вдруг вид_шь, (в) переди у самой дороги стоит силу(е, э)т, похож_й на м_наха, он (н_) ш_велится, ждёт и что (то) держ_т в руках... 5) Штук шесть гр мадных ст_пных овчарок вдруг, выск_чив словно из засады, со св_репым воющ_м лаем брос_лись (на) встречу бричк_. 6) Из М., уез_ного города 2-ой губерни_, ра(н, нн)_м июльским утром выехала и с громом пок_тила по почтовому тракту бе_ре(с, сс)орная, ошарпа(н, нн)ая бричка, одна из тех д_потопных брич_к, на которых езд_т теперь на Руси только купеч_ские пр_ка_чики, гуртовщ_ки и (не) б_гатые свяще(н, нн)_ки. 7) Егорушк_ почему (то) х_телось думать только о Варламов_ и графин_, в особе(н, нн)_сти о последн_й. 8) Одно (образная) тр_ск_тняуб_юк_вает, как колыбельная песня; ед_шь и чу_ству_шь, что вот откуда (то) д_нос_тся отрыв_стый тр_вожный крик (не) уснувш_й птиц_ или раздаётся (не) определё(н, нн)ый звук, похож_й на чей (то) голос, вроде уд_влё(н, нн)ого «а-а!», и др_мота опускает веки. 9) Из этого ра_говора Егорушка пон_л, что у всех его новых зн_комых, (не) смотря на разн_цу лет и х_ракт_ров, было одно общ_е, делавш_е их по- хож_ми друг (на) друга: все они были люди с пр_красным прошлым и с очень (не) хорош_м настоящ_м; о своём прошлом они, все до одного, говорили с в_сторгом, к настоящ_му же относил_сь почти с пр_зрением. 10) Когда долго, (н_) отрывая глаз, смотр_шь на глубокое небо, то почему (то) мысли и душа вл_ваются в с_знание од_ноч_ства. Нач_наешь чу_ств_вать себя неп_правимо одиноким, и всё то, что сч_тал раньше бли_ким и родным, ст_новит_ся бе_к_нечно далёким и (н_) имеющ_м цели. (А.П. Чехов. Степь)
1) Скаж_шь - не ворот_шь, напиш_шь - не сотрёшь, отруб_шь - не пр_став_шь. 2) Услыш_шь — забуд_шь, увид_шь - запомн_шь, сдела_шь - узна_шь. 3) За двумя зайцами погон_шься - (н_) одного (н_) пойма_шь. 4) Конь вырв_тся - догон_шь, а сказа(н, нн)ого слова (н_) ворот_шь. 5) Потер_(н, нн)ого времен (н_) ворот_шь. 6) Как аукн_тся, так и откликн_тся. 7) Нужда уч_т, а барщ_на муч_т. 8) Лежач_й товар не корм_т. 9) Грибов ищ_т - по лесу рыщ_т. 10) На кукушкиных яйцах ц_плят (н_) вывед_шь. 11) Острым топором камня не переруб_шь, лиш_ топор иступ_шь. 12) Трусливый друг опаснее врага: врага оп_са_шься, а на друга оп_ра_шься. 13) С кем хлеб-соль вод_шь, на того и по- ход_шь. 14) Ноги нос_т, а руки корм_т. 15) Чего не опиш_шь, того и не сыщ_шь. 16) Рубашка износ_тся, а доброе дело не забудется. 17) Работа и корм_т и уч_т. 18) Одной рукой и узла не раз- вяж_шь. 19) Тише ед_шь - дальше буд_шь. 20) Бе_до(н, нн)ой кадки водой (н_) наполн_шь. 21) Дерево держ_тся корнями, а человек — друзьями. 22) Без ветра вода не колыш_тся. (Русские народные пословицы и поговорки)
Уровень ТЕКСТА
Тренинг 128. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки. Разберите по составу слова, выделенные полужирным курсивом. Сделайте синтаксический разбор последнего предложения.
Прошло ещ_ несколько лет. Старц_в ещ_ больше пополнел ож_рел т_жело дыш_т и уже ход_т откинув (на) зад голову. Когда он пухлый и красный ед_т на тройк_ с бубенч_ками то к_ртина бывает внушительная и каж_тся что ед_т не чел_век а языч_ский бог. У него и в Дялиже и в (Г, г)убернском городе гр_мадн_йшая практика (не) когда в_дохнуть и уже есть имение и два дома в город_ и он под_ск_вает себе ещ_ трет_й (по) выгодн_е. И когда ему г_ворят про какой (нибудь) дом назнач_(н, нн)ый к торгам то он без ц_р_мони_ идёт в этот дом и пр_ходя через все комн_ты (н_) обр_щая внимания на (не) одетых женщ_н и детей которые гл_дят на него с изумлением и страхом тыч_т во все двери палкой и спраш_вает Это кабинет? Это спальня? А тут что?
И при этом он тяжело дыш_т и выт_рает пот (со) лба. У него много хл_пот но всё (же) он (н_) бр_сает места земского врача в Дялиже жадн_сть од_лела хоч_тся поспеть и (с, з)десь и там. В_роятно (от) того что горло его заплыло жиром голос у него изм_нился стал тонким и ре_ким. Х_рактер у него (то) же изм_нился стал т_ж(о, ё)лым ра_др_жительным. Пр_нимая больных он обыкнове(н, нн)о серд_тся (не) т_рп_ливо стучит палкой об пол и кр_чит своим (не) пр_ятным голосом Извольте отвечать только на вопросы! (Н_) ра_говар_вать!
Он од_нок. Живётся ему ску_но (н_) что его (н_) инт_ресует. За всё время пока он ж_вёт в Дялиж_ любовь к Екат_рин_ Иванов- н_ была его единстве(н, нн)ой рад_стью и в_роятно последн_й.
(212 слов) (По рассказу А.П. Чехова «Ионыч»)
ИТОГОВЫЕ ТРЕНИНГИ
Уровень СЛОВА
Тренинг 129. Вставьте пропущенные буквы в личных окончаниях глаголов.
Тренинг 130. Вставьте пропущенные буквы в падежных окончаниях существительных.
О варень_, на станци_, из бутыл_, в ущель_, о наследи_, о пла мен_, о наследник_, из бутылк_, в округ_, в планетари_, о здоровь_, в зимовь_, в низовь_, у Наталь_, к Софи_ , на ше_, в оранжере_, о Марь_, в мелколесь_, в беспорядк_, без памят_, на лестниц_, об истин_, об участи_, в шинел_, в низин_, в галере_, в город_ Ржев_, в болот_, у зайчишк_, на полотенц_, в отпуск_, об оттепел_, в произведени_, на акаци_, на Украин_, в Молдави_, в Приморь_, на запясть_, на дуэл_, на площад_, в церкв_, на площадк_, в церк- вушк_, о Мари_, у Натали_.