Позиционные изменения звуков определяются их позицией-положением в слове,местом ударения.К позиционным изменениям относиться в русском языке о г л у ш е н и е звонких согласных в конце слова.Например , словах дуб,воз,друг,город вместе звонких согласных [б] ,[з], [г], [д] мы слышим и прозносим глухие [п], [с], [к], [т].
Основным видом позиционных изменений является р е д у к ц и я ,или ослабление гласных в безударных слогах.
Различается с и л ь н а я и с л а б а я позиция гласныхүПоложение гласного в ударном слоге называется сильной позицией, а положение гласного в безударном слоге называется славой розицией.В сильной позиции гласные устойчивы,а редуцирутся.Например, в слове голова ударный звук [а] проиносится отчетливо,а звук [о] ослабляется как в первом предударном слоге,так и во втором предударном слоге, и слово голова звучит как [гъл ва].
Редукция бывает двук типов: количественная и качественная.
При количественной редукции гласные ослабяются,теряют часть долготы (долгое становятся краткими,краткие-более краткими),но не меняют своего основного характера (качества).Например,звук [у] в словах луг,лужок,луговой в безударных позициях становится все более слабым,кратким,но остается звуком лабиализованным (латинское –labium-губа),т.е огубленным,заднего ряда и верхнего подъема.
При качественной редукции происходит не только ослабление звука, но и изменение его характерных признаков,его качества.Например,гласный [о] в первой предударной позиции теряет в русских словах свой лабиализованный характер и сдвигается в русских своей артикуляции несколько вперед (этот новый звук принято обозначает знаков [/]).Во второй безударной позиции гласный [о]ослабленным гласным (обозначается [ъ]).Так меняется произношение гласного [о] в словах дом-дома-домоводство:[дом]- [д/ма]- [дъм/вотствъ].
При очень сильно редукции безударные гласные могут доходиться до нуля ,т.е.переставать произноситься,например,в таких словах,как [жав(о)рънки],[пров(о)лъкъ].
ЗАДАНИЯ К ТЕКСТУ
1.Прочитайте слова.Скажите одинаково ли произносится последний согласный звук в корнях слов.
3.Прочитайте.Назовите все гласные звуки в сильной позиции.[ы] в сильно позиции,а затем с гласным [у] в сильной позиции.
Когда Каштанка проснулась,было уже светло,и с улицы доносился шум,какой бывает только днем.В комнате не было ни души.Каштанки потянулась,зевнула и сердитая,угрюмая, прошлась по комнате.Она обнюхала углы и мебель,заглянула в переднюю и не нашла ничего интересного.
4.Спишите,вставляя в скобки необходимые фонетические знаки.
Звук [о]в первом предударном слоге принято обозначать знаком [ ],а во втором предударном слоге [ ] .
5.Прочитайте предложения.Поставьте к ним вопросы.
Позиционные изменения звуков определяются их позицией-положением в слове,местом ударения.2.Различаеться сильная и слабая позиция гласных звуков в слове.3.Редукция-это ослабление гласных звуков в безударных слогах.4.Звуки [о] и [у] называются лабиализованными или огубнымы,потому что они образуются при активном участии губ.
Взаимодействие звуков в речевом потоке
Звуки в языке употребляются не изолированно.В потоке связной речи они оказываются «соседями».Это приводит к взаимодействию звуков, к влиянию одного звука на другой и вызывает различные их изменения.
Наиболее типичными изменения звуков в речевом потоке явлются а с с и м и л ц и я и д и с с и м и л я ц и я.
Слово ассимияция проиходит от латинского assimilation,что означает «уподобление», «отождествление».
Слово диссимиляция происходит от латинского dissimilatio-«расподобление».
При ассимиляции соседние звуки влияют друг на друга таким образом,что один из них становится похожим на своего «соседа».
В русском языке слово ложка произносится как [лошкъ], так глухой согласный [к],влияя на предшествующий ему звонкий [ж],превращает этот последний в глухой [ш]. В этом случае наблюдается ассимиляция по глухости.В слове сделка (произносим[зд элкъ]) имеется ассимиляция по звонкости.В слове злюсь (произносим[з л у с] ) находим ассимиляцию по мягкости :мягкий [л] уподобляет себе твердый х[з], делает его более мягким (сравни:злость,злоба,где в сочетании [зл] отсутствует мягкость).В слове советчик (произносим [c/\в эччик]) тоже есть ассимиляция:звук [т] полностью уподобляется звуку [ч],становится таким же,как последующий звук.
Ассимиляция называется полной,если звуки становятся одинаковыми во всех отношениях : советчик,сжать [c/\в еччик],[жжат];и частичной,если звуки одинаковы лишь в одном отношении,т.е. по глухости – звонкость,твердости-мягкости :ложка[лошкъ],злюсь [з л ус].
Ассимиляция наблюдается не только в отношении согласных,но и в отношении гласных звуков.
Ассимиляция гласных особенно характерна для тюркских языков,где она проявляется в том,что в слове могут быть или только гласные переднего ряда,или только гласные не переднего ряда.
Подобное явление принято называть с и н г а р м о н и з м о м (от греческого syn- «вместе» и harmonia-«связь», «созвучие»).Сингармонизм отчетливо проявяется, например,в казахском языке при образовании форм множественного числа :мектеп-мектеп+тер,қол-қол+дар.
Диссимиляция, как мы уже говорили,-это расподобление звуков:звуки становятся непохожими или разными.В литературном языке диссимиляция встречается редко.Примерно могут быть русские слова февраль и верблюд, которые появились в результате диссимиляции,т.е. расподобления одинаковых сонорных согласных из слов февралт (ср.: лат. februarius) и верблюд.
ЗАДАНИЕ К ТЕКСТУ
1.Определите составлющие части сложного слова взаимодействие и подберите к каждой из его частей слова того же корня.
2.Прочитайте слова.Определите,частичная или полная в них ассимиляция.
Отдых [тд]»[дд] лодка[дк]»[тк]
Травка [вк]»[фк] сделать [сд]»[зд]
3.Ответьте на вопрос, в чем выражается ассимиляция гласных в словах казакского языка қалалар,терезелер?
4.Спишите предложения,раскрывая скобки и ставя слова и словосочетания в нужномпадеже.
1.Диссимиляция в (литературный языка) встречается редко.2.Влияние (звук) друг на друга вызывает различные из менение.3.Ассимиляция гласных звуков особенно часто встречается в тюрскских (слово).Слова «ассимиляция» и «диссимиляция» (латинское происхождение).
5.С помощью вопросов письменно изложите содержание текста.
1. Какое положение звуков приводит к их взаимодействию друг с другом? 2.Какие изменения являются наиболее типичными ?3.Что такое ассимиляция? 4.Какие разновидности ассимиляции надо различать? 5.Что такое полная ассимиляция?Приведите примеры.6.Что такое неполная ассимиляция?Приведите примеры.7.Может ли наблюдаться ассимиляция в отношении гласных?В каких языках?8.Что такое диссимиляция?Приведите примеры.
КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЕ ПО ТЕМЕ
1.Спишите предложения,вставляя подходящие по смыслу лингвистические термины.
1.Наука,изучающая звуковой строй языка,называется... .2. ... –это ослабление гласных звуков в безударных слогах.3.Звук,который образуется при участий губ, называется... .5.Ассимиляцию гласных звуков в тюркских языках принято называть ... . 6.В слове февраль звук [л] появился в результате ... .
2.Пользуясь «словарем русского языка» под ред. С.И.Ожегова, напишите 5 слов, в которых буква я обозначает два звука, и 5 слов,которых буква я обозначает один звук.
3.По словарю лингвистических терминов уточните значение данных слов.
Фонетика, буква, позиция звука, редукция, ассимиляция, диссимиляция, сингормонизм.
Запишите эти термины в свои словари.
4. Ответьте на вопросы.
1. Чем отличается количественная редукция от качественной? Приведите примеры. Сформулируйте определение значений терминов «качественная редукция» и « качественная редукция». 2.Как вы понимаете термины «ассимиляция по глухости-звонкости» и «ассимиляция по твердости-мягкости»? Объясните на примерах из текста.