1. Ознакомившись с приборами и электрической цепью с разрешения преподавателя или лаборанта включить схему.
2. Реостатом установить .
3. Реостатом на панели источника питания ВУП-2 установить .
4. Через 2-3 минуты - время необходимое для прогрева катода - установить (по заданию преподавателя).
5. При нулевом токе соленоида записать установившееся значение анодного тока при заданном значении анодного напряжения. Следует иметь в виду, что в ходе работы анодное напряжение может изменяться, поэтому необходимо внимательно следить за постоянством.
6. Увеличивая реостатом ток соленоида, как можно тщательнее снять зависимость анодного тока от величины тока соленоида. Результаты измерений (не менее 20) занести в таблицу 1.
Таблица 1
Ток соленоида
Анодный ток
7. Полученные данные нанести на график в достаточно крупном масштабе. На основании этих данных построить сглаженную кривую. Эту кривую необходимо графически продифференцировать, т.е. для равных малых интервалов подсчитать приращение , определить максимальное значение и далее значение критического тока соленоида .
8. Полученные результаты, а также данные о геометрии катушки и анода лампы занести в таблицу 2.
Таблица 2
Длина
катушки
соленоида
L, м
Средний
диаметр
витка
соленоида
D, м
Число
витков
соленоида
N
Радиус
анода
, м
Напряжение
на аноде
,В
Критический
ток
, А
0,038
0,045
0,0045
9. После определения по формуле (4.12) рассчитать удельный заряд электрона и по формуле (4.13) относительную погрешность. Записать окончательный ответ и сравнить результат со справочным значением.
ТРЕБОВАНИЯ ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ
1. Включать цепь следует только с разрешения преподавателя или лаборанта.
2. Не касаться клемм и неизолированных участков цепи.
3. Напряжение на аноде не должно превышать 40 В.
4. По окончании измерений отключить схему.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Удельный заряд частицы, методы его определения.
2. Ускорение, скорость, кинетическая энергия частицы в однородном электрическом поле.
3. Сила Лоренца, ее величина, направление. Радиус траектории частицы в однородном магнитном поле.