1. Коррекционно-компенсаторная функция.Является ведущей для всех видов АФК. Многообразие коррекционных задач позволило выделить следующие основные направления: 1. Коррекция, профилактика и развитие сенсорных функций 2. Коррекция психических нарушений - внимания, памяти, речи, 3. Коррекция соматических нарушений - осанки, плоскостопия и др. 4. Коррекция координационных способностей - согласованности движений отдельных звеньев тела 5. Коррекция нарушений физической подготовленности целенаправленное «подтягивание» отстающих в развитии физических качеств, ограничивающих двигательную активность; 6. Коррекция техники основных движений - пространственных, временных, динамических 2. Профилактическая функция.В широком смысле профилактика в здравоохранении рассматривается как общегосударственная задача предупреждения заболеваний, требующая координации информационной, просветительской работы среди населения, создания технологий широкомасштабных мер оздоровления, диагностики и контроля за состоянием здоровья.
3. Образовательная функция.В широком смысле представляет часть образовательной деятельности человека, связанную с удовлетворением потребности в специфических знаниях, умениях, навыках и качествах в области физической культуры. Это непрерывный процесс физического образования личности в течение всей жизни - в семье, в учебных заведениях, лечебных учреждениях, в процессе самообразования
4. Развивающая функция.Нарушения физического развития и физической подготовленности являются закономерными для всех нозологических групп, поэтому развивающая функция АФК-ры заключается в целенаправленном воздействии на развитие мышечной силы, быстроты, выносливости, ловкости, координационных способностей. Их развитие происходит за счет перестройки и совершенствования регуляции физиологических функций, мобилизации резервных ресурсов, активизации защитных сил организма, адаптации всех систем и функций организма, волевых усилий.
5. Воспитательная функция.На воспитание личности человека с ограниченными функциональными возможностями оказывает среда, семья, учителя и наставники, врачи, психологи, друзья сверстники, природа, искусство, образование и др. факторы. Цель воспитания — всестороннее гармоническое развитие личности, раскрытие ее потенциальных возможностей при суженных сенсорных, моторных, интеллектуальных функциях, дисгармоническом развитии и дезадаптации.
6. Лечебно-восстановительная функция.Эта функция является главной в физической реабилитации. Лечебное применение физических упражнений основывается на педагогических, психологических и физиологических закономерностях формирования движений и управления ими. Конечная цель - восстановление человека как личности, ускорение восстановительных процессов после травм, заболеваний, предотвращение или уменьшение инвалидизации.
7. Профессионально-подготовительная функция.Актуальность этой функции обусловлена тем, что по окончании учебного заведения перед инвалидами встает проблема занятости, конкурентоспособности на рынке труда, удовлетворения потребности в деятельности, экономической независимости
8. Творческая функция.Заключается в раскрытии многогранных способностей людей с ограниченными возможностями в разных видах физкультурной деятельности.
9. Рекреативно-оздоровительная функция. Реализуется как удовлетворение потребности в активном отдыхе, содержательном развлечении, как средство переключения на другой вид деятельности, восстановления физических и духовных сил.
10. Спортивно-соревновательная функция. Активно развивающийся в настоящее время адаптивный спорт, включает в себя 3 разновидности: паралимпийское, специально олимпийское движение и сурдлимпийское. Для данного контингента тренировочный процесс и участие в соревнованиях является действенными способами физической, психической, социальной адаптации.
6. Характеристика социальных принципов АФК
1. Гуманистическая функция.Идея гуманизма состоит в признании человека высшей ценностью во всей его телесной и духовной неповторимости. Гуманистическая функция в сфере АФК предполагает ориентацию на личностное развитие: формирование осознанного отношения и потребности к любым формам двигательной активности как необходимому условию жизнеобеспечения; - формирование знаний, двигательных умений, физических качеств и способностей для создания предпосылок к полноценной самостоятельной жизни, учебной, профессиональной и другим видам деятельности; освоение интеллектуальных, валеологических, нравственных, этических, эстетических ценностей физической культуры, способствующих созданию условий равной личности, свободы самопроявления,самореализации и самоактуализации.
2. Социализирующая функция.Под социализацией понимается -процесс включения человека в жизнь общества, усвоение опыта социальной жизни, образцов поведения, социальных норм, ролей и функций, вхождение в социальную среду и социальные группы (Н. И. Пономарев, 1996). Социализация - сложное многогранное явление, для лиц с отклонениями в состоянии здоровья, особенно инвалидов, выступает в качестве цели, так как равноправное вхождение человека в созидательную общественную жизнь предъявляет высокие требования к всестороннему развитию личности. АФК-ра для данной категории людей выступает как фундаментальная основа подготовки к самостоятельной жизни и необходимое условие жизнеобеспечения, духовного и физического развития.
3. Интегративная функция. Интегративная функция раскрывается во включении различных категорий инвалидов в социальные системы, структуры, социумы, предназначенные для здоровых людей, активное участие в основных направлениях жизни и деятельности, самореализацию и раскрытие личностных способностей. Интеграция в общество детей с ограниченными возможностями здоровья включает: - воздействие общества и социальной среды на личность ребенка с отклонениями в развитии; - активное участие в данном процессе самого ребенка - совершенствование самого общества, системы социальных отношений, которая в силу жесткости требований к своим потенциальным субъектам оказывается недоступной для детей с ограничениями жизнедеятельности.
4. Коммуникативная функция. Общение как социальный процесс имеет особое значение для инвалидов, поскольку входит в содержание человеческого взаимопонимания. В общении отражается потребность человека в эмоциональном контакте, в проявлении своих чувств и ответном понимании, получении информации, ощущении включенности в какую-либо деятельность. Дети-инвалиды из-за меньшей мобильности имеют ограниченные возможности общения, сложность общения заключается в том, что многие из них имеют отклонения в развитии речи. Наиболее часто встречаются: ал алия, афазия, ринолалия, дизартрия, заикание, при которых в качестве вторичных нарушений выступают ограниченность мышления, затруднения в чтении и письме, речевой функции, отклонения в эмоционально-волевой сфере .
5. Зрелищная и эстетическая функции. Зрелище рассматривается как особый вид реализации потребности в специфической деятельности, связанной с эстетическим, эмоциональным удовольствием, сопереживанием. Для детей с нарушением в развитии, ограниченных в общении, движении, игре, зрелищная функция имеет особое значение. С раннего возраста ребенок должен видеть, понимать, чувствовать красоту, стремиться к ней.
№8
Характеристика специально-методических принципов АФК (диагностирования, дифференциации и индивидуализации, коррекционно-развивающей направленности, компенсаторной направленности, учёта возрастных особенностей, адекватности, оптимальности и вариативности.