Хорошилова О.В. Экономика предприятия: практикум: учебное пособие / О.В. Хорошилова, А.В. Красникова. Воронеж: ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный технический университет», 2013. 220 с.
Издание соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки бакалавров 080100 «Экономика».
В практикуме представлен комплекс задач, хозяйственных ситуаций и тестовых заданий, позволяющий студентам закрепить теоретические знания по курсу «Экономика предприятий (организаций)» и приобрести практические навыки расчета, планирования и оценки экономических показателей деятельности предприятий и организаций.
Табл. 7. Ил. 1. Библиогр.: 20 назв.
Научный редактор д-р экон. наук, проф. О.Г. Туровец
Рецензенты: кафедра финансов и кредита Института менеджмента, маркетинга и финансов (зав. кафедрой канд. экон. наук, проф. О.М. Фокина);
Целью изучения дисциплины «Экономика предприятий (организаций) является освоение студентами современных базовых знаний в области экономики предприятия и на этой основе – овладение специальной экономической терминологией и приобретение практических навыков расчета, планирования и оценки экономических показателей деятельности предприятий и организаций.
В результате освоения дисциплины студент должен:
знать:
- основные понятия и категории экономики предприятия
- основные законодательные и нормативные акты, регламентирующие деятельность предприятия
- факторы конкурентоспособности и развития предприятия
- состав производственных ресурсов предприятия и факторы, влияющие на эффективность их использования
- состав финансовых ресурсов предприятия; сущность, виды доходов, расходов и финансовых результатов предприятия
- виды и основные методы планирования, организации, учета, анализа деятельности предприятия
уметь:
- использовать экономические категории и понятии в процессе последующего обучения
- определять потребность в производственных ресурсах предприятия
- рассчитывать суммы амортизационных отчислений для целей бухгалтерского учета
- анализировать уровень использования производственных и трудовых ресурсов предприятия
- рассчитывать сдельный и повременный заработок рабочего
- калькулировать себестоимость продукции
- определять выручку, прибыль, рентабельность и точку безубыточности предприятия
- формулировать пути повышения эффективности использования производственных ресурсов, пути снижения себестоимости и роста финансовых результатов
- критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений с учетом экономической эффективности
владеть:
- специальной экономической терминологией
- навыками расчета основных экономических показателей деятельности предприятия;
- навыками планирования затрат на производство и финансовых результатов операционной деятельности предприятия.
Полученные знания и навыки в ходе изучения курса «Экономика предприятий (организаций) позволят сформировать у обучающихся следующие компетенции:
- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1)
- осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-11)
- способен собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1)
- способен на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-2)
- способен выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами (ПК- 3)
-способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК- 4)
- способен критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий (ПК- 13)
- способен выявлять и оценивать затраты предприятия с целью формирования системы управления или как фактора повышения финансовых результатов (ПК-16)
Материал изложен в десяти взаимосвязанных темах, полностью охватывающих программу курса «Экономика предприятия (организации)», снабжен вопросами для обсуждения, примерами решения типовых задач, тестовыми заданиями, комплексом хозяйственных ситуаций, индивидуальных заданий, практическими примерами планов и отчетов предприятий, комплексом статистических данных о деятельности предприятий за период с 2005 по 2011 гг.
С целью повышения эффективности процесса формирования у обучающихся профессиональных компетенций в практикуме рассмотрены примеры расчета потребности в оборудования, оборотных средствах, трудовых ресурсах, расчета производственной мощности, примеры калькулирования себестоимости продукции, планирования фонда оплаты труда и затрат на производство, практические примеры оценки планов по технико-экономическим показателям и анализа форм финансовой отчетности.
ТЕМА 1. ПРЕДПРИЯТИЕ - ОСНОВНОЕ ЗВЕНО
ЭКОНОМИКИ
Вопросы для обсуждения темы
1. Охарактеризуйте сущность категорий «предприятие» и «организация». Каковы цели создания и функционирования предприятия?
2. Что понимают под предпринимательской деятельностью? Какие ресурсы необходимы для осуществления предпринимательской деятельности?
3. Назовите основные законодательные акты РФ, регламентирующие деятельность предприятия
4. В чем отличие коммерческих и некоммерческих организаций? Назовите организационно-правовые формы коммерческих организаций?
5. Охарактеризуйте элементы внешней среды предприятия.
6. Охарактеризуйте составляющие внутренней среды предприятия.
7. Назовите современные факторы конкурентоспособности предприятий.
8. На основе анализа статистических данных, представленных в приложении Г, определите наиболее прибыльные виды экономической деятельности предприятий. (Прибыльность организаций оценивается показателем рентабельности автивов)
9. На основе анализа статистических данных, представленных в приложении Г, определите основные современные факторы, ограничивающих деловую активность организаций
10. Охарактеризуйте экстенсивные и интенсивные факторы развития предприятий (организаций).
Основные термины и понятия.
В отечественной правоприменительной практике и реальной хозяйственной деятельности под предприятием традиционно понимается универсальный хозяйствующий субъект (за исключением физических лиц и некоммерческих юридических лиц), осуществляющий предпринимательскую деятельность, связанную с производством продукции, выполнением работ, оказанием услуг.
Организации могут быть коммерческими и некоммерческими. Коммерческие организации основной целью своей деятельности ставят получение прибыли и могут использовать прибыль для выплаты учредительного дохода собственникам.
Основные организационно-правовые формы организаций:
для коммерческих организаций: хозяйственные товарищества (полные товарищества, товарищества на вере или коммандитные товарищества), хозяйственные общества (общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью, акционерные общества открытого и закрытого типа), унитарные предприятия (государственные и муниципальные), производственные кооперативы.
для некоммерческих организаций: потребительские кооперативы; общественные или религиозные объединения, благотворительные или иные фонды, объединения юридических лиц (ассоциации, союзы), учреждения.
Внешняя среда предприятиявключает такие элементы как потребители, конкуренты, нормативно-правовые акты, государственные и муниципальные органы власти, профсоюзы, а также научно-технический прогресс, политические факторы, социально-культурные факторы, состояние экономики и международные события.
Внутренняя среда предприятия характеризуется целями предприятия, его организационной структурой управления и производственной структурой, производимой продукцией и оказываемыми услугами, производственными, финансовыми и другими ресурсами, используемыми на предприятии.
Конкурентоспособность продукции –это совокупность потребительских и стоимостных характеристик производимой продукции, позволяющая ей выдержать конкуренцию на конкретном рынке и в определенном промежутке времени.