Число государств - членов международного сообщества не является постоянным, оно увеличивается в связи с возникновением новых государств.
Для того чтобы новые государства могли реализовать свою правосубъектность и осуществлять сотрудничество с другими государствами, необходимо признание со стороны последних.
Признание - односторонний акт государства, в котором оно констатирует появление на международной арене нового государства и выражает желание сотрудничать с ним. В международном праве нет специального соглашения, закрепляющего критерии признания и его юридические последствия.
Признание базируется на практике государств. Из принципа сотрудничества государств, закрепленного в Декларации ООН о принципах международного права 1970 г., вытекает, что государства должны признавать любое правомерно возникшее государство, внешняя политика которого свидетельствует о приверженности принципам международного права.
Так, государства - члены Европейского Союза (международная межправительственная организация, в которую входят 25 европейских стран) в своем заявлении от 9 декабря 1991 г. выдвинули следующие критерии «для признания новых государств Восточной Европы и на территории бывшего Советского Союза»:
• соблюдение положений Устава ООН и обязательств по Хельсинкскому Заключительному акту Совещания по безопас ности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) 1975 г. и Парижской Хартии для новой Европы 1990 г., особенно касающихся вер ховенства закона, демократии и прав человека;
« гарантии прав этнических и национальных меньшинств в соответствии с обязательствами, принятыми в рамках ОБСЕ;
« уважение нерушимости границ, которые могут быть изменены только мирными средствами и по взаимному согласию;
• принятие всех обязательств, касающихся разоружения и нераспространения ядерного оружия.
Важным критерием для признания государства является правомерность его образования. Она основывается на Декларации ООН о принципах международного права 1970 г., которая гласит: «Никакие территориальные приобретения, являющиеся результатом угрозы силой или ее применения не должны признаваться законными».
Совет Безопасности ООН принимал резолюции о коллективном непризнании в отношении государств, возникших не-
правомерным путем. Например, резолюция 217 (1965 г.) относительно непризнания африканского государства Южная Родезия (в настоящее время - Зимбабве), образовавшегося в результате захвата власти белым меньшинством, лишившего политических и гражданских прав коренное негритянское население; резолюция 541 (1983 г.) о непризнании Северной Демократической Республики Турции, провозглашенной турецкой общиной, находящейся в Северной части Республики Кипр.
Основным критерием для признания правительства пришедшим к власти неконституционным путем является его эффективность, т.е. способность осуществлять власть на большей части территории государства либо на всей в ситуации, когда прежнее законное правительство находится в эмиграции.
Возникновение в международном праве новых государств вызывает необходимость урегулирования вопросов правопреемства в отношении собственности государства-предшественника, его долгов, архивов и международных обязательств.
Правопреемство государств - переход прав и обязанностей от государства-предшественника к государству-преемнику в отношении международной ответственности за территорию, являющуюся объектом правопреемства.
Правопреемство возникает при объединении нескольких государств в одно государство, при разделе государства и возникновении на его территории двух или более независимых государств, при отделении части территории от государства и возникновении на данной территории нового государства, при деколонизации, при передаче части территории от одного государства к другому.
Объектами правопреемства являются международные обязательства, государственная собственность, государственные внешние долги, государственные архивы государства-предшественника.
Правопреемство международных обязательств регулируется Венской конвенцией о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г., вступившей в юридическую силу в 1996 г. Правопреемство иных объектов регулируется Венской конвенцией о правопреемстве государств в отношении госу-
дарственной собственности, государственных архивов и государственных долгов 1983 г.
Международные долги государства-предшественника согласно Венской конвенции 1983 г. переходят государству-преемнику во всех случаях возникновения новых государств, кроме образования государства в результате деколонизации. В последней ситуации переход государственного долга возможен только на основе соглашения, заключаемого между государством-предшественником и новым независимым государством.
Правопреемство внешнего государственного долга СССР союзными республиками было урегулировано рядом соглашений. До официального прекращения существования СССР 4 декабря 1991 г. был подписан Договор между союзными республиками о правопреемстве внешнего государственного долга и активов СССР (государственная собственность, инвестиции за рубежом, золотовалютные фонды, долги государств и международных организаций Советскому Союзу).
В 1993-1994 годах Российская Федерация как государство - продолжатель СССР подписало двусторонние соглашения с бывшими советскими республиками о признании ее единственным правопреемником внешнего государственного долга и активов СССР.
Правопреемство государственных архивов согласно Венской конвенции базируется на принципе обязательной передачи архивов от государства-предшественника к государству-преемнику в случаях, если они необходимы для нормального управления территорией, являющейся объектом правопреемства (административные архивы) или имеют исключительно отношение к такой территории (исторические архивы).