С327 «Организация и проведение практик» на кафедре инженерного предпринимательства. Учебно-методическое пособие / Н.В. Серкова, Т.В. Калашникова, – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2013. – 35 с.
В учебно-методическом пособии отражены основные виды, цели и задачи практик. Определены обязанности студента. Пособие содержит необходимые для выполнения отчета по практикам материалы – требования к оформлению и содержанию в соответствии с нормативными документами образовательной деятельности СТО ТПУ. Пособие определяет цели, правила организации и аттестации результатов всех видов практик студентов, а также права и обязанности студентов и преподавателей в период прохождения практик. Предназначено для студентов кафедры инженерного предпринимательства.
ББК Ч481.26я73
УДК 378.147.88(075.8)
Рекомендовано к печати Редакционно-издательским советом
2. Виды, цели и задачи практик студентов, обучающихся по ООП подготовки бакалавров...................................................................................................... 17
3. Виды, цели и задачи практик студентов, обучающихся по ООП подготовки магистров........................................................................................................ 17
4. Организация практик.................................................................... 17
5. Обязанности студента................................................................... 17
Приложение 7 Пример оформления реферата...................................... 31
Приложение 8 Пример оформления списка используемых источников 31
Приложение 9 Пример оформления таблиц и рисунков...................... 33
Приложение 10 Критерии оценки отчета по практике......................... 33
Общие положения
Настоящее учебно-методическое пособие разработано в соответствии с Положением о практике обучающихся в Томском политехническом университете», Федеральным Законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г, №273-ФЗ, Федеральным Законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 2 августа 1996 г., №125-ФЗ, Положением о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования (Приказ Минобразования России от 25.03.2003 г., №1154), Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования РФ (Постановление Правительства РФ от 14.02.2008 г., №71), Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (ФГОС ВПО), Трудовым кодексом РФ, Уставом ТПУ, нормативными документами ТПУ по организации учебного процесса.
Практика – вид основной учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции в процессе выполнения определённых видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью.
Практика студентов кафедры ИП ИСГТ является составной частью основных образовательных программ подготовки бакалавров, магистров и специалистов. Практики, как вид учебных занятий, направлены на развитие практических навыков и умений, а также формирование компетенций студентов в процессе выполнения определённых видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью.
Данное пособие определяет цели, правила организации и аттестации результатов всех видов практик студентов очной, очно-заочной и заочной формы обучения, а также права и обязанности студентов и преподавателей в период прохождения практик.
Место проведения практик:
· учебная – в структурных подразделениях университета или на предприятиях, в учреждениях и организациях, осуществляющих деятельность, соответствующую области и (или) объектам, и (или) видам профессиональной деятельности, указанным в ООП;
· производственная, в том числе преддипломная – как правило, на предприятиях, в учреждениях и организациях, осуществляющих деятельность, соответствующую области и (или) объектам, и (или) видам профессиональной деятельности, указанным в ООП;
· педагогическая – на кафедре ИП ИСГТ;
· организационно-управленческая, научно-производственная и научно-исследовательские практики – в научно-исследовательских, академических и проектных институтах и соответствующих подразделениях предприятий, организаций и учреждений; на кафедрах; в научно- исследовательских подразделениях университета, имеющих соответствующую экспериментальную и опытно-производственную баз. Объёмы и виды практик определяются на основании требований ФГОС ВПО, Стандартов ООП ТПУ и основных образовательных программ подготовки бакалавров, магистров и специалистов.
Программа практики может предусматривать прохождение профессионального обучения по программам профессиональной подготовки, по профессиям рабочих, должностям служащих и сдачу квалификационных экзаменов.
Для инвалидов 1, 2 и 3 групп и лиц с ограниченными возможностями здоровья форма проведения практики устанавливается кафедрой ИП ИСГТ с учётом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья.
Общее учебно-методическое руководство организацией практик осуществляет Институт развития стратегического партнерства и компетенций (ИСПК) через отдел организации практик и трудоустройства (ООПиТ) во взаимодействии с отделами Учебно-методического управления (УМО и ОАУУП).
Непосредственно организацию и методическое обеспечение практик студентов всех форм обучения осуществляет кафедра ИП ИСГТ, а именно заведующий кафедрой и ответственный за проведение практик на кафедре ИП.
Общую координацию работы и контроль за проведением практик в рамках ООП осуществляет учебный (учебно-методический) отдел ИСГТ.
Оценивание результатов практик производится на основе утверждённых на кафедре ИП критериев сформированности профессиональной компетенции (готовность выпускника для успешного ведения профессиональной деятельности в определённых условиях) и «Руководящих материалов по текущему контролю успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации студентов Томского политехнического университета», утверждённых приказом от 29.11.2011 г., №77/од.
2. Виды, цели и задачи практик студентов, обучающихся по ООП подготовки бакалавров
Основными видами практики студентов кафедры Инженерного предпринимательства ИСГТ, обучающихся по основным образовательным программам подготовки бакалавров, являются учебная и производственная практики.
Цели учебной и производственной практики:
· формирование профессиональной компетенции студентов через применение полученных теоретических знаний в решении конкретных производственных или научно-исследовательских задач;
· обеспечение непрерывности и последовательности овладения студентами профессиональной деятельностью;
· приобретение профессиональных навыков и владений, необходимых для исполнения должностных обязанностей по месту работы;
· воспитание исполнительской дисциплины;
· приобретение умения общения с коллегами по работе;
· приобретение умения самостоятельно решать задачи деятельности конкретного предприятия или организации;
· приобретение и закрепление психолого-педагогических знаний.
Задачи учебной и производственной практики:
· приобретение и расширение профессиональной компетенции в соответствии с требованиями ФГОС (ГОС) ВПО и Стандарта ООП ТПУ;
· практическое освоение основ будущей профессии;
· практическое освоение форм и методов управленческой деятельности, производственной этики и культуры;
· приобретение навыков работы с документацией, анализа производственной информации;
· ознакомление с организацией рабочих мест, с их техническим оснащением и с размещением технологического оборудования;
· ознакомление с технологическими процессами, аппаратами и методами управления ими;
· самостоятельное решение проблемы, сформулированной в индивидуальном задании;
· ознакомление с планированием и организацией финансовой деятельности предприятия или организации;
· ознакомление с методами решения проблемы ресурсосбережения на предприятии;
· освоение в практических условиях анализа экономических показателей производства;
· сбор и анализ материалов для выполнения выпускной квалификационной работы;
· изучение новейшей научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта по тематике исследования или производства;
· формирование практических навыков ведения самостоятельной научно- исследовательской, производственно-технологической, проектно- конструкторской или организационно-управленческой работы;
· проведение экспериментов по заданной тематике, обработка и анализ результатов;
· составление отчёта по выполненному заданию;
· участие во внедрении результатов исследований и разработок;
· адаптация будущего специалиста к профессиональной среде.
Содержание учебной практики:
· ознакомительные экскурсии на предприятии, в организации и учреждении соответствующего профиля;
· получение первичных профессиональных умений через приобретение навыков практического решения проблем будущей профессии;
· получение представления о структуре и работе предприятия или учреждения;
· получение представления об организации производственных процессов предприятия, сырье и выпускаемой продукции;
· получение представления о требованиях к профессиональной компетенции специалистов предприятий, организаций и учреждений соответствующего профиля.
Содержание производственной практики:
· получить профессиональные умения через приобретение навыков практического решения проблем будущей профессии;
· получить представление о структуре и работе предприятия или учреждения;
· изучить законодательные документы и дополнительную литературу;
· провести внешнее наблюдение за деятельностью организации;
· провести включенное наблюдение за деятельностью организации;
· провести анализ рыночной среды организации;
· дать характеристику внутренней и внешней среды организации;
· собрать материал для последующего выполнения ВКР.
3. Виды, цели и задачи практик студентов, обучающихся по ООП подготовки магистров
Видами практики студентов кафедры ИП ИСГТ, обучающихся по основным образовательным программам подготовки магистров, являются педагогическая, организационно-управленческая, научно-производственная и научно-исследовательская практики.
Педагогическая практика
Цели и задачи педагогической практики:
· знакомство и приобретение начальных навыков в соответствии со спецификой деятельности преподавателя в университете;
· приобретение навыков творческого подхода к решению педагогических задач;
· ознакомление со структурой кафедры, её составом и квалификацией преподавательского состава;
· ознакомление с особенностями педагогической, методической и научно- исследовательской деятельности кафедры, направлениях подготовки бакалавров, специалистов и магистрантов;
· приобретение навыков и владений по подготовке и проведению основных видов занятий в университете;
· расширение теоретических и практических знаний основных принципов, методов и форм организации педагогического процесса в университете;
· освоение методов контроля и оценки профессиональных знаний и умений студентов;
· понимание требований, предъявляемых к преподавателю в университете;
· получение начальных навыков подготовки и проведения учебных занятий;
· освоение основ психолого-педагогической и воспитательной работы преподавателя университета.
Содержание педагогической практики:
· подготовить и прочитать лекцию, провести семинарское или практическое занятие с использованием современных педагогических, дидактических и компьютерных технологий;
· подготовить демонстрационные материалы, необходимые для сопровождения лекции или практического занятия;
· провести деловую игру по заданной тематике;
· разработать критерии оценки знаний студентов;
· подготовить тесты и вопросы для текущего и промежуточного контроля знаний студентов;
· формулировать темы и содержание курсовых проектов по дисциплинам учебного плана направления подготовки бакалавров и т. д.