1. Общая характеристика процессов научного исследования.
2. Формулировка темы исследования.
3. Определение цели, объекта, предмета и задач исследования.
Вопросы для обсуждения
1. Что такое логика и технология научного исследования?
2. Перечислите этапы выбора темы исследования.
3. Перечислите требования к теме исследования.
4. Осветите сущность и требования к определению цели, объекта, предмета и задач исследования.
Практическое задание
1. Назовите тему и обоснуйте актуальность темы исследования: практическую и теоретическую.
2. Сформулируйте научный аппарат вашего исследования ‒ цель, объект, предмет.
3. Осветите план и задачи исследования.
Занятие № 5-6. Научные работы студентов (4 ч.)
План
1. Работа над написанием реферата, тезисов доклада и журнальной научной статьи.
2. Общая характеристика квалификационных работ: курсовая работа, выпускная квалификационная работа бакалавра, магистерская работа.
3. Последовательность выполнения курсовой и дипломной работ бакалавра:
3.1. Подготовительный этап работы над курсовой (дипломной) работой.
3.2. Робота над текстом курсовой (дипломной) работы.
3.3. Оформление курсовой (дипломной) работы.
3.4. Подготовка к защите курсовой и дипломной работ.
4. Руководство и рецензирование курсовой и дипломной работ.
Вопросы для обсуждения
1. Перечислите основные виды научных работ студентов. Раскройте основное назначение каждого из них и структуру.
2. Охарактеризуйте квалификационные работы студентов (курсовая работа, дипломная работа бакалавра, магистерская работа).
3. Перечислите этапы работы над курсовым исследованием.
4. Раскройте суть подготовительного этапа работы над курсовым исследованием.
5. В чем заключается сущность работы над текстом курсового исследования?
6. Перечислите технические требования к оформлению курсовой работы.
7. Какова структура курсовой работы и требования к ее структурным элементам?
8. Требованиям какого ГОСТа необходимо придерживаться при оформлении списка использованной литературы?
8. Опишите процедуру зашиты и процесс подготовки к ней.
9. Назовите обязанности руководителя курсовой работы?
Занятие № 7. Написание научной работы (2 ч.)
План
1. Композиция научной работы.
2. Рубрикация научной работы.
3. Язык и стиль научной работы.
4. Редактирование и “вылеживание” научной работы.
Вопросы для обсуждения
Назовите основные элементы структуры научного произведения и охарактеризуйте каждый из них.
Что такое рубрикация научной работы?
Перечислите основные приемы изложения научных терминов и раскройте содержание каждого из них.
Назовите характерную особенность языка письменной научной речи.
Что такое стиль письменной научной речи?
Каков период “вылеживания” научной работы?
Назовите важнейшие условия предупреждения ошибок в научной работе.
Литература для подготовки к занятиям
а) основная литература:
1. Бережнова Е.В., В.В. Краевский. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов : учебник для студ. сред. учеб. заведений / Е.В. Бережнова, В.В. Краевский. ‒ 3-е изд., стер. ‒ М. : Издательский центр «Академия», 2007. ‒ 128 с.
2. Сабитов Р.А. Основы научных исследований: Учеб. пособие / Р.А. Сабитов. ‒ Челябинск : Челяб. гос. ун-т., 2002. ‒ 138 с.
3. Шкляр М.Ф. Основы научных исследований. Учебное пособие для бакалавров / М.Ф. Шкляр. ‒ 4е изд. ‒ М. : Издатель торговая корпорация «Дашков и К°», 2012. ‒ 244 с.
б) дополнительная литература:
Крушельницька О.В. Методологія та організація наукових досліджень : Навчальний посібник / О.В. Крушельницька. ‒ К. : Кондор, 2006. ‒ 206 с.
Лудченко А.А., Лудченко Я.А., Примак Т.А. Основы научных исследований: Учеб. пособие / под ред. А.А. Лудченко. ‒ 2-е изд., стер. ‒ К.: О-во «Знания», КОО, 2001. ‒ 113 с.
Основи методології та організації наукових досліджень: Навч. посіб. для студентів, курсантів, аспірантів і ад’юнтів / за ред. А.Є. Конверського. ‒ К. : Центр учбової літератури, 2010. ‒ 352 с.
Пушкарь А.И., Потрашкова Л.В. Основы научных исследований и организация научно-исследовательской деятельности : Учебное пособие. / А.И. Пушкарь, Л.В. Потрашкова. ‒ X. : ИД «ИНЖЭК», 2006. ‒ 280 с.
Шейко В. М., Кушнаренко Н.М. Організація та методика науково-дослідницької діяльності: Підручник. – 3-тє вид., стер. – К.:Знання-Прес, 2003. – 295 с.