— Сядет тот, кто назовет предмет на картинке и выделит гласный звук, стоящий в середине слова (ГРИБ, КУСТ, СТОЛ, ФЛАГ, ДОМ, СТУЛ, ЛИСТ, ЗОНТ) (рис. 2)
— Назовите слова, которые отличаются друг от друга од ним гласным звуком и значением (СТОЛ—СТУЛ)
2. Сообщение темы занятия
3. Знакомство с рассказом Н. Сладкова «Как медведь сам себя напугал». Словарная работа
Логопед читает рассказ.
КАК МЕДВЕДЬ САМ СЕБЯ НАПУГАЛ
Вошел медведь в лес. Хрустнула под тяжелой лапой веточка. Испугалась белка на ветке — выронила из лапок шишку. Упала шишка — угодила зайцу в лоб. Вскочил заяц и помчался в гущу леса. Наскочил на сороку, из кустов выпугнул. Та крик подняла на весь лес. Услышали лоси, пошли по лесу кусты ломать!
Тут остановился медведь, насторожил уши. Белка лопочет, сорока кричит, лоси кусты ломают. И позади кто-то топает! «Не уйти ли лучше?» — подумал медведь. Рявкнул медведь и дал стрекоча.
Эх, знать бы ему, что позади-то заяц топал, белка ему шишкой в лоб угодила. Так сам себя медведь напугал.
— Объясните значение слов, подберите к указанным сло вам близкие по значению слова.
Избушка нова — жильца нет. Жилец появится, Изба развалится.
ТЕМА. Последовательный пересказ текстов от первого
(третьего) лица по графическим (знаковым) схемам.
ЦЕЛИ: ' формировать умение последовательно переска-
зывать текст от первого (третьего) лица по графическим (знаковым) схемам; • развивать внимание, объем слухо-речевой памяти, способность к переключению, фонематический анализ.
ОБОРУДОВАНИЕ; знаковые схемы (наборы 1, 2.)
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1. Организационный момент
— Сядет тот, кто отгадает загадку и выделит гласный звук, стоящий в конце слова.
Мягкая, а не вата;
Белая, а не снег,
Подуешь — разлетится;
Воды нальешь — блинов испечешь.
(Мука.)
Ног нет, а хожу, рта нет, а скажу: Когда спать, когда вставать.
(Часы.)
Два арапа — родные брата, Ростом по колено, Везде с нами гуляют И нас защищают.
(Сапоги.)
Белая вата плывет куда-то, Вата ниже — дождик ближе.
(Облака.)
Жидко, а не вода. Бело, а не снег.
(Яйцо.) (Молоко.)
2. Сообщение темы занятия
3. Знакомство с рассказом И. Тургенева «Воробей». Словарная работа
Логопед читает рассказ.
ВОРОБЕЙ
Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. Собака бежала впереди меня. Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться. Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья. Он упал из гнезда и сидел, растопырив крылышки.
Я поспешил отозвать пса. Пес приблизился ко мне, недовольно рыча. Я погладил его, успокоил, и мы двинулись дальше.
— Объясните значение слов, подберите к указанным сло вам близкие по значению слова.
контурное изображение березы, цветные части ее ствола, веток, листочков, запись на доске, контурные изображения деревьев, листьев
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1. Организационный момент
На доске контурные изображения деревьев и листьев:
У каждого дома Вдоль нашей деревни Раскинулись ветви, Большие деревья.
— Сядет тот, кто назовет дерево и выделит в слове послед ний согласный звук. (ЕЛЬ, КЛЕН, ПЕРСИК, ОРЕХ, КАШ ТАН, ЯСЕНЬ, ТОПОЛЬ, ЛИМОН, ПЛАТАН)
2. Сообщение темы занятия. Словарная работа. Однокоренные, родственные слова
— Отгадайте загадку.
■Устная связная речь»
С
4 занятие
Русская красавица стоит на поляне, В зеленой кофточке, в белом сарафане.
(Береза.)
■— Сегодня мы будем говорить о березке. Отгадайте «заколдованные» слова, вставьте в слово — корень —БЕРЕЗ—, прочитайте получившееся слово. Объясните значение слова.
_____ А
_____ ОНЬКА (небольшая березка)
_____ ОВЫЙ (лист, прут)
;____ НЯК (лес, где растут только березы)
ПОД_____ ОВИК (гриб, который вырастает под березой)
3. Работа с текстом «Березка»
Логопед рисует на доске или выставляет контурное изображение березы и предлагает послушать текст.
БЕРЕЗА
Возле нашего дома растет береза. Ствол у нее стройный, кора на нем гладкая, белая, с черными пятнами. Веточки тонкие, гибкие, опущены вниз. Листочки у березки круглые, с зубчиками по краям, блестящие и клейкие. Березку называют стройной, белоствольной, кудрявой красавицей.
— Объясните:
ГИБКИЕ ВЕТОЧКИ — ...(ветки, которые хорошо гнутся.) КЛЕЙКИЕ ЛИСТОЧКИ — ...(липкие листочки; как будто намазаны клеем.)
— Что сначала описывается в рассказе? (Ствол.) Прикре пить цветное изображение ствола дерева к контурному (или раскрасить цветным мелом на доске).
— Какой у березки ствол? (Стройный, кора гладкая, бе лая, с черными пятнами.)
— Что затем описывается у березки? (Веточки.) Прикре пить цветное изображение веток дерева к контурному.
— Какие у березки ветки? (Тонкие, гибкие, опущены вниз.)
— Что описывается затем? (Листочки.) Прикрепить цвет ное изображение листьев дерева к контурному.
— Какие у березки листья? (Круглые, с зубчиками по кра ям, светло-зеленые, блестящие, клейкие.)
— Что описывается затем? (Общий вид: стройная, белоствольная, кудрявая красавица.)
На доске получилось цветное изображение березки и ниже, в ряд, по порядку описания, расположены дубликаты ствола, веток, листочков дерева, что позволяет детям спланировать предстоящий пересказ.
Логопед, указывая на ствол (ветки, листочки, березу), предлагает вспомнить слова-признаки.
СТВОЛ
Какой?
Стройный, кора гладкая, белая, с черными пятнами
ВЕТКИ
Какие?
Тонкие, гибкие, опущены вниз
ЛИСТЬЯ
Какие?
Круглые, с зубчиками по краям, светло-зеленые, блестящие, клейкие.
БЕРЕЗКА
Какая?
Стройная, белоствольная, кудрявая красавица.
4. Физкультминутка
ДЕРЕВЬЯ
Руки подняли и покачали — ■ • ■
Это деревья в лесу. Руки согнули, кисти стряхнули — Ветер сбивает росу. В стороны руки. Плавно помашем — Это к нам птицы летят. Как они сядут, тоже покажем. Руки на месте лежат.
КЛЕН
Ветер тихо клен качает. Вправо-влево наклоняет. Раз — поклон, два — поклон. Зашумел листвою клен.
5. Пересказ текста с опорой на картинки, графические схемы (части изображения)
Пересказывают текст 2—3 ученика. Логопед указывает последовательность пересказа по графическим схемам — частям изображения березки.
I
«Устная связная речь»
5 занятие
6. Домашнее задание
Нарисуйте березку и выучите про березку стихотворение.
но-повествовательного характера с использованием опорных предметных картинок, сюжетной картинки. Составление плана пересказа.
ЦЕЛИ: ' формировать умения пересказывать текст описа-
тельно-повествовательного характера с опорой на предметные картинки, сюжетную картинку, определять последовательность частей в тексте, составлять план текста и использовать составленный план при пересказе;
\ • развивать опосредованное запоминание, познавательный интерес, фонематический анализ слов.
ОБОРУДОВАНИЕ: предметные картинки: «Хрустальный дворец», «Зеленые растения», «Овощи» (лук, огурцы, помидоры), «Трубы, лампы»; сюжетная картинка «Теплица», запись на доске.