Запись числа, темы занятия. 3. Объяснение явления омонимии слов
3. Объяснение явления омонимии слов. Выделение омонимов из стихотворного текста
— Послушайте стихотворение.
В море суши полоса Называется коса. А у девушки коса Цвета спелого овса.
На траве лежит роса, Косит травушку коса.
"Лексика»
с
о занятие
У меня один вопрос: Сколько есть на свете кос?
(Б. Гольдберг)
— Ответьте на вопрос поэта.
— Найдите слова, которые звучат одинаково.
— Объясните лексические значения слов.
Логопед выслушивает, редактирует высказывания учащихся, выставляет предметные картинки. КОСА —
1. Длинная песчаная отмель, идущая клином, грядой от берега.
2. Собранные у затылка и особенно заплетенные длинные волосы.
3. Инструмент для подрезания травы на сено.
— Сделайте вывод. Одинаковые или разные лексические значения у слов?
Слова, которые звучат одинаково, но имеют разное лексическое значение, называются омонимами.
— Запишите определение в тетрадь.
Омонимы — это слова, которые звучат одинаково, но имеют разное лексическое значение.
— Составьте предложения с этими словами и запишите их.
4. физкультминутка
Буратино потянулся. Раз нагнулся, два нагнулся. Руки в стороны развел, Ключик, видно, не нашел. Чтобы ключик нам достать, Нужно на носочки встать.
5. Объяснение лексических значений слов-омонимов
— Отгадайте загадку.
Он может жажду утолить И двери дома отворить.
(Ключ.)
— О каких двух предметах идет речь в загадке?
— Объясните лексические значения слов.
Логопед выслушивает, редактирует высказывания учащихся, выставляет предметные картинки.
— Как называются эти слова? (Омонимы.)
— Закончите определение:
Омонимы — это слова, которые звучат одинаково, но имеют разное...
— Послушайте, какое стихотворение сочинил об этих предметах В. Лифшиц.
Шел я с сумкой за плечом, Вижу, бьет в овраге ключ. Наклонившись над ключом, Уронил я в воду ключ.
Шарю я в ключе по дну,
Над водою спину гну. !
Если ключ я не найду,
Как домой я попаду?
— Объясните, о каких четырех ключах говорится в другом стихотворении.
КЛЮЧ
Где тот ключ, который скажет, Как воды найти в степи,
А где тот, что нам укажет Ноты до, си, ля, фа, ми?
Где тот ключ, что дверь откроет? А где тот, что банку вскроет?
— Объясните лексические значения слов.
Логопед выслушивает, редактирует высказывания учащихся, выставляет предметные картинки.
— Как называются эти слова? (Омонимы.)
— Закончите определение:
Омонимы — это слова, которые звучат...
6. Игра «Добавьте словечко». Объяснение лексического значения слов-омонимов
«Лексика»
6 занятие
Я найду слова везде: И на небе, и в воде.
На полу, на потолке, На носу и на руке.
Вы не слышали такого? Не беда! Играем в слово!
— Добавьте в стихотворение слова.
Бросил палку кверху Мишка:
— Падай в шапку с ели,... (шишка)!
Шишка хлоп по голове — Сразу шишек стало две.
(В. Петрищева)
— О каких шишках говорится в стихотворении?
— Почему у Мишки стало две шишки?
— Назовите слова-омонимы.
Бегут минуты и ... (часы)
Им точный счет ведут ... (часы).
(В. Кремнев)
— Назовите слова-омонимы. Объясните лексические зна чения слов.
Под кустом ореха ... (норка) Проживает в норке ... (норка).
(С. Косенко)
' — Назовите слова-омонимы. Объясните лексические значения слов.
Итог занятия
— Что нового вы узнали на занятии?
— Какие слова называются омонимами?
ЗАНЯТИЕ
ТЕМА. Этимология слов. Работа с этимологическим
словарем.
ЦЕЛИ: * учить работать с этимологическим словарем;
• обогащать словарный запас по теме «Части тела»;
• развивать фонетическое восприятие, звукобук- венный анализ слов, интерес к языковым явлени ям, эрудицию.
ОБОРУДОВАНИЕ: книга В.В. Волиной «Откуда пришли слова: Занимательный этимологический словарь», «Толковый словарь русского языка. Современная версия». В.И. Даль; перстень, наперсток, перчатки; запись на доске.
ХОД ЗАНЯТИЙ:
Поиск по сайту: