Выполнение изображений по образцу значительно труднее, чем по подражанию. Оно требует от ребенка определенной подготовленности. Воспринимая образец, нужно вычленить его составные части, определить их форму, цвет, соотношения по величине и расположению в пространстве и передать его в изображении. Под образцом понимается готовое изображение, которое подлежит воспроизведению детьми либо самостоятельно, либо после предварительного анализа под руководством воспитателя. Работа по образцу применяется в основном на конструировании, аппликации и декоративном рисовании. На занятиях по предметной лепке, предметному и сюжетному рисованию образец, как правило, не применяется (как единственный источник воспроизведения). В практике часто воспитатели и олигофренопедагоги неточно понимают роль образца на занятиях изобразительной деятельностью. Они нередко смешивают образец и показ,
подменяя выполнение изображений по образцу изображением по показу. Иногда воспитатель, проведя анализ образца, начинает показывать, как рисовать или лепить, а дети повторяют за ним все его действия. Это уже изображение не по образцу, а по подражанию, по расчлененному показу. Анализ образца проводится детьми под руководством воспитателя, однако процесс детской деятельности проходит без его вмешательства. В случае затруднений следует повторно обратиться к образцу.
Образцы широко применяются на занятиях по декоративному рисованию, аппликации (при воспроизведении узоров, в основе создания которых лежит принцип чередования по какому-либо определенному признаку), конструированию (здесь применяются как объемные, так и графические образцы).
Выполнение изображений по натуре является одним из важнейших методов обучения предметному рисованию и лепке. В качестве натуры используются реальные предметы, игрушки, готовые лепные поделки (достаточно крупного размера), изделия из папье-маше, поролона и пр. Обучение детей самостоятельному изображению предполагает формирование у них умения видеть предмет так, чтобы потом можно было его изобразить. Эта работа связана с развитием восприятия и формированием представлений у умственно отсталых детей. Для того чтобы ребенок целенаправленно мог воспринимать предмет и его свойства, организуется обследование предметов под руководством воспитателя.
Обследование включает следующие этапы: целостное восприятие предмета; выделение основных (опорных) частей; анализ формы, цвета, относительной величины и пространственного расположения частей. В заключение обследования всегда проводится повторное целостное ознакомление с предметом. После этого натура устанавливается на специальной подставке, обязательно на уровне глаз детей. Только после обследования дети приступают к изображению. В это время их не отвлекают дополнительными объяснениями. В начале обследования педагог стремится сформировать у каждого воспитанника достаточно прочное и полное представление об объекте изображения. Если же у ребенка возникают непреодолимые трудности, взрослый использует повторное обращение к натуре.
Одним из самых существенных свойств предмета, которое должно быть отражено в рисунке и лепке, является его форма. Поэтому обучению детей способам «видения» формы придается огромное значение. Умственно отсталым детям очень трудно, даже недоступно зрительное выделение формы, поэтому в качестве основного метода для знакомства с новой формой является ее зрительно-двигательное моделирование: обведение по контуру перед рисованием и ощупывание перед лепкой. Овладение этими моделирующими действиями у умственно отсталых детей очень затруднено, поэтому воспитатель уделяет внимание каждому ребенку, учит его обводить предмет по контуру, беря его руку в свою.
Эта работа продолжается и на индивидуальных коррекционных занятиях, проводимых учителем-дефектологом. Сложность формирования этих моделирующих движений сказывается на качестве детских работ. Рисунки детей, особенно в начале обучения, очень мало напоминают изображаемое. Требуется много труда и терпения, чтобы они приобрели желаемое сходство с натурой. Однако опытный воспитатель не будет спешить и прибегать к помощи различных образцов, а тем более к прямому показу. Он упражняет маленького ребенка в обведении предмета по контуру, потом в воздухе пальчиком, карандашом, затем учит как бы «обводить» на бумаге. Постепенно у ребенка возникает понимание того, что обводящее движение и исполнительское — одно и то же. Моделирующее движение приобретает вспомогательный характер, ребенок учится его использовать для уточнения своих представлений о форме предмета (а затем и его составных частей).
Овладение способами зрительно-двигательного моделирования формы позволяет ребенку в дальнейшем пользоваться ими при изображении предметов, которые еще не были в его графическом опыте, при знакомстве с новой формой. Если же ему предстоит рисовать новый предмет известной, знакомой формы, то педагог ограничивается лишь напоминанием о приемах изображения. Например, дети научились рисовать мяч. Следующая тема «Яблоко». Теперь взрослый может спросить: «На что похоже яблоко: на шар или на палочку (на огурец)? Да, яблоко похоже на шар. Шар круглый, яблоко тоже круглое. Как рисовать круглый шар? Покажите, обведите его в воздухе. Яблоко тоже круглое. Как его будем рисовать?» Постепенно необходимость в моделирующих действиях уменьшается. Ребенок начинает определять форму зрительно, не прибегая к обведению и ощупыванию, а опираясь на развивающееся зрительное восприятие, сравнивая форму предмета или его частей с формой-эталоном.
В ходе обследования очень важно вызвать у детей положительное эмоциональное отношение к самому предмету. Этому способствует обыгрывание предмета, его целостное восприятие. Кроме формы, дети учатся определять цвет предмета, относительную величину частей (пропорции), строение. После такого ознакомления с предметом им дается возможность самостоятельно лепить и рисовать. Показ на этих занятиях (тем более расчлененный показ) не применяется. В случае, если дети испытывают трудности, повторно обращаются к натуре.
Когда дети начинают рисовать или лепить, следует как можно меньше вмешиваться в их работу, помня о том, что для ребенка дошкольного возраста процесс выполнения чрезвычайно важен (часто он более значим, чем готовое изображение). Только после того, как работа готова, переходят к ее оценке.
На практике случается, что на одном занятии применяются и анализ натуры, и ее зрительно-двигательное обследование, а также образец и даже поэлементный показ. Такое сочетание приводит к формализации обучения, так как дети в результате
все равно не действуют по натуре и даже по образцу, а только по показу, не продвигаясь на более высокий уровень восприятия и самостоятельного изображения. Кроме того, такое необоснованное применение показа на занятиях лепкой и предметным рисованием приводит к формированию у детей стойких графических штампов, способствует стереотипности их изобразительной деятельности, препятствует ее развитию.