Проблема сохранения жизни и здоровья ребенка рассматривается в современных цивилизованных государствах Европы, Азии и Америки с самых разных сторон. Это и среда обитания, и одежда, и питание, и психологический климат, и правильные, т. е. основанные на уважении к личности методы образования и воспитания. На фоне широкомасштабных мер по обеспечению благополучия особенно страшными выглядят случаи убийства одноклассников и учителей школьниками, пренебрежение элементарными нормами работы с электричеством, халатность сторожа, не прове-
рившего, как прикреплены качели... Настоящий раздел мы считаем принципиальным: собранные в нем по разным изданиям рекомендации можно и нужно разумно применять. Некоторым может показаться, что не все опасности затрагивают нас и не это самое страшное, однако отечественная статистика свидетельствует: основной причиной несчастных случаев являются лень и безалаберность.
Ориентироваться в быстро изменяющемся мире становится все труднее. Насилие встречает ребенка не только за порогом дома в темном дворе, но и дома и в общественных местах. Что ребенок должен вести себя разумно, осмотрительно, бдительно — рассказывают и в семье, и в детском саду. Нужно научить детей вести-себя адекватно ситуации, а для этого показать ситуации, чреватые опасностями. Часть требований выполняется взрослыми, а часть -самими детьми, получившими специальные предписания. Беспрекословно следовать инструкции, если она — залог сохранения жизни и здоровья как собственных, так и окружающих людей, — одна из главных целей профилактики травматизма. Профилактика связана с широким просвещением: броские, яркие по дизайну и по содержанию брошюры, трактующие одни и те же вопросы, большими тиражами и бесплатно распространяются везде, где бывают родители с детьми: в поликлиниках, на детских площадках, в библиотеках, в социальных бюро, в клубах, в детских отделах универмагов. Пропаганда не должна надоедать, поэтому периодически меняются приевшиеся лозунги и проводятся кампании, посвященные какой-то группе вопросов более подробно, а затем людям дают отдохнуть от назойливой рекламы.
В окружении ребенка не должно быть мелких предметов, которые он может проглотить; острых, режущих, колющих предметов, которые он может сам достать; хрупких предметов, которые он может испортить. Все поверхности, по которым ребенок ползает или ходит, должны быть ровными, чтобы он не занозился, но нескользкими, чтобы он не мог поскользнуться (за исключением специальных мест, где под контролем взрослого тренируются умения ходить по скользкой поверхности). Не должно быть предметов, в которых ребенок может задохнуться (длинных узких шарфов, полиэтиленовых пакетов). Кровать должна быть оборудована бортиками, желательно мягкими, чтобы ребенок не стукнулся и не упал. Когда появляется подушка, она должна быть ровной, чтобы ребенок не задохнулся. Ребенок не должен сам открывать и закрывать окна и запирающиеся двери. Доступ к лестницам без надзора взрослого должен быть закрыт. В ванной комнате нужно предотвратить возможность падения мыла или проливания шампуня на пол; нельзя оставлять детей одних играть с водой; косметические принадлежности достает только сам взрослый. В ванне и на кафельном или плиточном полу должны лежать предохранительные (например,
резиновые) коврики. Электроприборами нельзя пользоваться близко от воды. Ванная комната не должна запираться изнутри.
Спички и свечи, горячие предметы (плиты, печи, утюги, кастрюли, сковородки, чайники, кипятильники, стаканы, тарелки и т. п.) не должны находиться в пределах досягаемости для ребенка. С раннего детства следует воспитывать представление об огне и пламени, об их пользе и вреде, о способах добывания, о местах, где они могут встретиться, о правилах обращения с ними.
Лекарства, ядовитые вещества (типа красок, кислот, разбавителей, дезинфицирующих средств) должны быть заперты и закрыты. Знакомые ребенку предметы должны быть безопасными; в интересных по виду коробках или знакомых ребенку упаковках от сладостей, игрушек и т. п. не должно быть опасных вещей (например, нельзя класть гвозди в коробку из-под конфет). Электроприборы нужно хранить так, чтобы ребенок не мог их включить сам; электрические розетки должны быть закрыты.
Чтобы справляться с опасностями, детям нужно приобрести собственный опыт. Ребенок должен карабкаться, залезать, строить, исследовать в доступных местах квартиры без риска для жизни. Опасными могут быть лестницы, стулья, бьющиеся, острые предметы, коллекции, неприкрепленные ковры, незакрытые электрические розетки, незапертые ящики стола, балкон, скатерти на столе — соразмерно росту и возрастным возможностям детей. Подражая взрослым, ребенок экспериментирует с привлекательными вещами. Представляют опасность сигареты, табак, пепельницы; нитки, иголки, спички, зажигалки, свечки; алкогольные напитки (например, оставленные недопитыми в стакане); оружие; утлы стола; полки с книгами; высокие предметы, не прикрепленные к стене, лекарства. Комнатные растения и средства для их опрыскивания могут оказаться ядовитыми. Недостаток освещения, доступ к лестничной клетке, лифтовой шахте, предмет, лежащий на дороге, ковровая дорожка на лестнице, торчащие щепки и зазубрины могут привести к несчастному случаю. Нужно проверять, всели на детской площадке соответствует стандартам, прочно и надежно: качели, качалки, горки, карусели и т. п. (на каждом снаряде свои опасности). Можно прищемить руку, отдавить ногу, удариться головой, посадить занозу, резко двинуться и стукнуться, отпустив страховку. Нужно приучить детей к тому, что, когда они лезут куда-нибудь, в особенности в первый раз, они должны иметь три точки опоры, из которых нестабильной может быть только одна.
Едва ребенок научится преодолевать одни опасности, как тут же возникают другие. Нужно уметь видеть опасность с позиции ребенка — например, присесть на корточки и посмотреть вокруг. Приготовление пищи можно превратить в безопасную для ребенка игру. Например, ребенок должен знать, что опасно хвататься за ручки кастрюль, сковородок и поварешек; что плита, духовка -
горячие; что нельзя брать в рот то, что только что приготовлено; что некоторые продукты нельзя есть в чистом виде (перец, уксус и т.д.)- Дети учатся правильно обращаться с миксером, вилкой, рассчитывать ингредиенты. Родители должны убирать из поля зрения пленки, осколки, обрезки, немедленно по окончании работы выключать электрические приборы из сети, убирать все режущие предметы за исключением ножа, которым под наблюдением взрослого дети учатся резать. Как можно раньше следует научить детей правильно пользоваться ножом и специальными детскими безопасными ножницами. Дети могут также научиться пользоваться инструментами. Плиту рекомендуют оборудовать так, чтобы дети сами не могли включать ее, чтобы конфорки были закрыты (например, провести по краю бортик), а кастрюли и сковородки поворачивать ручкой назад. В кухне не должно быть предметов, которые можно спутать с пищевыми продуктами (крема для обуви, спреев, средств для обработки растений и т. п.). Предметы, представляющие опасность, должны быть на замке, а ключи от них спрятаны. Существуют специальные магнитные или нажимные замки, которые взрослый открыть может, а ребенок -- нет. Когда дети помогают по хозяйству, они могут одновременно научиться простым, но основным правилам безопасности. Прежде всего они должны познакомиться с элементарными инструкциями по пользованию хозяйственной утварью. Работая, взрослый рассказывает о том, что делает, какие вещества и инструменты и откуда достает, для чего они нужны, чем полезны и вредны. При совместных занятиях с малышом поначалу лучше ограничиться только тем, что и он может сам брать, и только в 5 — 6 лет, когда он начнет осознавать опасность, усложнить технологию.
Даже когда дети переодеваются, чтобы сыграть в ролевую игру, или играют в прятки, вопросы их безопасности должны играть главную роль. Если покупаются электрические игрушки, то шнур и кабель нужно проверить. Все игрушки должны быть безопасными (нельзя давать мелкие детали, вещи с острыми краями, полиэтиленовые пакеты, предметы, окрашенные облупливающейся краской, и т. п.).
Ребенок, оставшийся один дома, должен уметь пользоваться телефоном: обратиться к соседям, позвонить туда, где находятся родители, или родственникам. Современные телефоны позволяют родителям научить звонить ребенка по нужному телефону уже в возрасте двух лет. Нельзя оставлять одного больного ребенка или после того, как случилось неприятное событие, под впечатлением от которого ребенок может находиться. Ребенок должен знать, почему и куда ушли родители, что они там делают.
Когда в доме появляется животное, нужно позаботиться о том, чтобы ребенок не переносил на него представления, почерпнутые из книг, где животные очеловечены, поскольку они могут быть
опасны. Можно рассказать, например, что, предупреждая о нападении, кошка прижимает уши и мотает хвостом; собака рычит, шерсть у нее встает дыбом. Животным нельзя мешать, когда они едят; их нельзя мучить или злить. Нельзя подходить к животным, у которых детеныши. Вне дома следует обратить внимание на то, чтобы чужие животные держались на расстоянии от ребенка. К животному нужно подходить спереди и медленно (нельзя бежать); гладить только спереди назад, по шерсти. Подходя к чужим животным, нужно спросить разрешение у хозяина; отходить от животного следует медленно, не поворачиваясь к нему спиной. Нельзя трогать нос, пасть, глаза и уши животного; знакомясь, можно легонько похлопать по спине. Дикие животные, не боящиеся человека, опасны: они скорее всего больны, к ним нельзя подходить. Вообще, животное — не игрушка. Это самостоятельное живое существо; если оно попало в мир людей, то они отвечают за него.
В детских садах и школах нужно готовить детей к кризисным ситуациям. Это касается тренировки навыков поведения в случае пожара, наводнения, бури, стихийного бедствия. Детям нужно рассказать о том, как нужно будет себя вести и как будут вести себя взрослые — учителя и родители. Можно пригласить специалистов -ликвидаторов аварий и стихийных бедствий, которые расскажут о своей работе и о том, как нужно поступать в конкретных условиях данного детского сада и школы. В зданиях должны находиться запасы одежды, еды, медикаментов, а также специальное оборудование.
Большое внимание, на самом высоком правительственном уровне, обращают во многих странах на предотвращение демонстрации насилия на телеэкране детям. Особое внимание уделяется отношению детей к войне. Дети, как правило, верят в хороший исход событий, хотят, чтобы все кризисы разрешались мирным путем, в то же время они сами разыгрывают события, которые показывают по телевизору. Дети боятся взрывов на атомных электростанциях, подводных лодок в водоемах, боятся, что их отцов заберут на войну, и т.д. Некоторые страхи нужно пережить, но они не должны накапливаться. С детьми нужно обязательно разговаривать, выясняя причину их тревоги, чтобы предвидеть их поведение. В нестандартной ситуации ребенок может отреагировать неожиданно, подвергнув себя опасности.
Нужно правильно вести себя на улице и в городском транспорте. Отправляясь в путешествие, нужно продумать все до мелочей, чтобы детям было хорошо. К передвижению в автотранспорте нужно подготовиться: купить специальное сиденье, подобранное по возрасту и весу, пристегивающееся ремнями. Ребенок должен быть надежно укреплен ремнями безопасности. В дорогу берут безопасные игрушки, еду, питье, все легкое, непортящееся. Предусматривают случаи, когда нужно будет помыть ребенка, дать ему лекарство, по-
дожить спать. В поезд можно взять книги, тетради с развлекательными заданиями. Родители должны также уметь оказывать первую помощь ребенку. В лесу или у водоема — время для детских игр, но насколько они безопасны в этих местах? Существуют индивидуальные особенности поведения, темперамента, характера ребенка, которые нужно учитывать, предупреждая реакции ребенка на происходящее.
Дорожные службы считают важными для работы с детьми такие темы:
- как вести себя на тротуаре: когда и где можно и нужно идти и останавливаться, как держаться в светлое и темное время суток, при солнце, ветре, облачной погоде, когда дождь, снег, туман, гололед;
- какие цвета и формы, таблички и знаки используются на транспорте;
- каковы особенности дорожного движения и транспорта в непосредственной близости от детского сада, школы;
- как переходить улицу: отличия тротуара от мостовой и от велосипедной дороги, какие виды транспорта как перемещаются, какие из них издают громкие звуки, а какие едут тихо, быстро или медленно, какие видно издалека, про какие можно сказать, под вижны они или неподвижны, только в непосредственной близос ти, каковы правила дорожного перехода (со светофором, зебра);
- как вести себя на улице: где, как, когда играть, как смирять свои чувства (не дать гневу, грусти, радости овладеть тобой и зас тавить перестать наблюдать за окружающим), как помогать друг другу вблизи транспортных магистралей;
- как пользоваться самокатом, велосипедом (двухколесным и трехколесным), роликовыми коньками, скейтбордом, на что нужно обращать при этом внимание, что хорошо и что плохо в таких развлечениях, почему нужно надевать специальную одежду (на пример, шлем);
- как вести себя на автомобильной стоянке, какие автомобили трогаются, стоят на месте, как открываются двери и багажник, что представляет собой опасность, в каких ситуациях трудно вести машину, что отвлекает шофера;
- как понять, готов ли ребенок самостоятельно выйти на ули цу, играть на детской площадке, пойти к бабушке или другу, жи вущим неподалеку, в магазин, как приготовиться к дороге в шко лу и из школы;
- как должны ездить дети в автомобиле (пристегнутыми, на детском сиденье), со взрослыми на велосипеде, в автобусе, в по езде.
Подчеркивается, что дети должны помнить о собственной безопасности и правильно одеваться в зависимости от предстоящего маршрута, например, если им предстоит идти по обочине просе-
лочной дороги, то одеться ярко, в темное время носить светоотражающие знаки — рефлекторы. Не забывать носить очки, если плохо видят, знать о возможных происшествиях и причинах, по которым они случаются, анализировать ситуацию и собственное состояние, с тем чтобы правильно оценивать и рассчитывать свои силы. Учиться распознавать знаки и признаки ситуаций, координировать свои движения, соотносить собственные действия с действиями остальных, вырабатывать в себе быструю и грамотную реакцию. Детям следует усвоить, как вести себя, если заблудился, не туда поехал, забыл дорогу домой, перепутал, в какую сторону идти.
Работа с детьми строится на принципах последовательности и постепенности, что способствует формированию устойчивых рефлекторных связей — привычек. Ребенок должен привыкать вести здоровый образ жизни: есть полезную пищу, много двигаться, интересоваться окружающим, высказывать свою инициативу. Нездоровые виды деятельности, неправильные поступки, нарушение правил общежития должны быть ему неприятны.
Общаясь с ребенком, взрослый не должен кричать, пугать, словесно или физически мучить ребенка. Если ребенок плохо себя чувствует, пережил неприятное событие или беспокоится, с ним рядом должен быть взрослый. Обучение ребенка происходит в общении, периоды интенсивной передачи информации, формулировка требований, команды должны быть краткими, а самостоятельная деятельность ребенка — длительной по времени. Поощрение деятельности достигается за счет эмоциональной компетентности взрослого, поддерживающего ровное настроение ребенка. Типы поощрения — похвала, предоставление других игрушек, новых материалов для занятий.
Во многих странах с успехом проходят кампании за прекращение травли, обид и приставаний в детском саду и школе. Выясняется, что чаще всего мучают детей, которые чем-то не похожи на других. Причины могут быть разные (цвет кожи, немодная одежда, не такой выговор, хорошая учеба и примерное поведение, происхождение родителей и т.п.). Обычно же эти поводы искусственно придумываются и раздуваются. Механизм возникновения оскорбления и противостояния ему очень сложный и длительный. Например, этнизация конфликтов или перевод их на религиозную почву как отрицательное явление, лежащее в основе многих вооруженных столкновений нашего времени, соседствуют с явлениями национального возрождения и формирования положительного образа малых народностей. Существуют даже специальные разделы социолингвистики и этнографии, занимающиеся научным выявлением процессов формирования стереотипов, политической аргументации и групповой принадлежности.
Педагоги и психологи устраивают опросы в дошкольных учреждениях и школах, направленные на определение микроклимата в кол-
лективе, профилактику дискриминации и предупреждение плохого отношения к некоторым членам детского сообщества. Для детей повышенной активности необходимо предусмотреть возможность дать выход отрицательной энергии, разрядиться. Американский специалист Джеми Уокер — автор одной из антиагрессивных педагогических моделей вмешательства, дающей детям конкретные примеры разрешения конфликтов. Выполняя задания, рассказывающие о разных типах несогласий, противоречий, предубеждений, учащиеся учатся искать компромиссы и находить взаимовыгодные решения.
Насилием по отношению к детям, приводящим к социально-политическим последствиям, являются любое телесное или психическое нарушение, сексуальное злоупотребление со стороны родителей или иных лиц. Начинается оно с того, что детей ругают, наказывают, шлепают, бьют, переутомляют или лишают любви, недодают внимания, защиты и заботы. Оно может довести до телесных повреждений или убийства. Часто причина — стресс родителей (безработица, финансовый крах, ссоры, развод). Нередко сами родители в детстве пережили нечто подобное. Обычно насилие становится семейным секретом; может быть и так, что от одного из родителей, чаще от мамы, скрывают истину. Жертвами становятся в 75 % случаев девочки, чаще в возрасте от 7 до 13 лет. Насилие исходит в 99,6 % случаев от мужчин, причем только в 6 % случаев — от незнакомых; чаще это люди из ближайшего окружения ребенка. Корни насилия в детской среде — культурные, биологические, психологические. Существуют некоторые способы сдерживать агрессивность, воздействуя медикаментозными методами, влияя на факторы социального окружения, учитывая возможные последствия поведенческих актов и нейробиологических условий. Рекомендуется также проводить нейрохимический контроль, показывать важность морально-этических аспектов и разрабатывать стратегии психосоциального вмешательства, чтобы помочь слишком агрессивным детям. Во многих странах действуют группы, помогающие справляться с детскими и юношескими психологическими травмами.
Приготовиться защищать себя — важно. Профилактически детей учат следущему: тело каждого человека принадлежит ему самому, и никому не позволено трогать его без его согласия. Если твой секрет тебя мучает, тебе больно при мысли о вещах, связанных с секретом, то об этом надо рассказать, и это не будет ябедничеством или доносом. Если ребенку кажется, что взрослый предлагает ему что-то странное, нужно отказаться от этого предложения. Иногда трудно обратиться к родителям и приходится звать на помощь посторонних людей; нужно подумать, что и как им рассказать, чтобы они могли тебе помочь. И в случае физического, и в случае душевного насилия дети становятся неуверенными, одинокими, депрессивными и гру-
стными или же агрессивными и насильниками — правда, не сразу, но с большой вероятностью спустя несколько лет. Боязливость, пугливость, апатия, пассивность, нарушения аппетита и сна могут быть также симптомами насилия над ребенком. Помогая детям, следует вести себя спокойно и обдуманно, не действовать поспешно или преждевременно. Все, что будет предпринято, должно ориентироваться на благо ребенка, а не на преступника. Не следует не доверять высказываниям детей: они почти всегда правдивы. Иногда проблема разрешается с течением времени, если преступника и жертву отделяют друга от друга.
Конфликты в семье — нормальное явление; другое дело, как они разрешаются, как находится выход из положения. Научить детей выражать свои отрицательные чувства приемлемым для окружающих способом — сложная задача. Родители должны строго контролировать свои высказывания, становясь примером для детей. Всегда нужно искать компромиссы; дети изобретательны и наверняка найдут выход из положения, если дать им возможность проявить инициативу. Родители должны учить детей на примере поиска оптимальных решений внутри семьи: высказывать свое мнение, находить решение проблемы, подбирать выход, устраивающий всех, перепроверять избранный путь по прошествии некоторого времени. Тот, кто оказался в проигрыше, нуждается в утешении и обещании в следующий раз сделать так, как он хочет. Необходимо приносить извинения: кто хочет ссориться, должен уметь мириться.
Дети должны иметь возможность обсуждать правила своих игр без вмешательства взрослых. Однако при этом нельзя иметь с собой острые предметы; нельзя нападать на младших и более слабых, а также нескольким на одного; игра должна тотчас же прекращаться, если хотя бы один против. Телепередачи нужно выбирать; сразу же по окончании выбранной передачи нужно выключать телевизор (запрещается переключать на другие каналы). Если ребенок скучает и просит включить телевизор, лучше пригласить к нему друзей.
Конфликты между детьми часто приводят к насилию. Часто организаторами насилия над сверстниками становятся дети, которым родители уделяют недостаточно внимания, от которых они «откупаются» телевизором, вседозволенностью, игрушками, с которыми не обсуждают ни их, ни свои проблемы. Частая причина также — воспитание по признаку пола: мальчики должны якобы драться, а не плакать; девочки не должны драться, должны смиряться с обидами. Обычно никто не учит сдерживать свои чувства, вести себя с достоинством, контролировать свое поведение, принимая во внимание позицию другого человека. Лишь в некоторых коррек-ционных программах (в Новой Зеландии, например) учат сосуществовать с людьми, которые тебе не нравятся, контактировать с теми, кто может быть тебе физически неприятен и душевно несимпатичен.
Родители должны позаботиться о том, чтобы там, где учится ребенок, был хороший микроклимат. Иногда рекомендуется сменить учебное заведение, если многократные беседы с педагогами и с родителями других детей ничего не дают. Известны даже случаи, когда дело о приставании соучеников к ребенку передавалось в суд и было выиграно. В ситуации конфликта обе стороны — и жертвы, и нарушители — нуждаются в помощи.
Дети должны видеть, к чему приводят их проступки; например, они должны чинить сломанные вещи. Родители иногда также нуждаются в помощи, если не могут сами решить проблемы (например, когда и как вмешиваться, насколько опасно то, что сейчас происходит с ребенком). Обратиться за помощью — не стыдно, это не признак слабости.
Рассматриваемая проблема предусматривает два направления работы взрослых: 1) обеспечение максимальной безопасности детей в условиях детского учреждения (это важно и для того, чтобы избежать слишком частых запретов, что господствует у нас); 2) обучение детей безопасным способам поведения в разных ситуациях, частично соприкасающееся с проблемами воспитания здорового образа жизни.
Эта проблема — безопасности и насилия — очень важна и для нашей страны.
Вопросы для повторения
1. В чем суть проблемы воспитания безопасности?
2. Как предупредить формирование черт насилия?
3. Каковы правила поведения ребенка в современном западном мире? Актуальны ли они для российских детей?
ВОСПИТАНИЕ ВДУХЕ МИРА
Педагогическое направление «Воспитание в духе мира» возникло в 60-х годах в ФРГ и распространилось по всему миру.
В рамках одного из международных проектов Всемирной организации по дошкольному воспитанию (ОМЕР) по инициативе польского национального комитета в 1982 г. было проведено анкетирование по проблеме «Воспитание дошкольников в духе мира». Материалы, присланные из 17 стран, были обобщены и представлены М. Дунин-Васович (Польша) в комитет международных программ ОМЕР.
В материалах указываются пять основных направлений педагогического воздействия, направленного на воспитание детей в духе мира:
- формирование позитивного и дружественного отношения к окружающему;
— развитие самостоятельности и обучение взаимодействию с другими людьми (детьми и взрослыми);
— воспитание в духе плюрализма и подготовка к диалогу (диа логическому общению);
- пробуждение чувства национальной принадлежности;
- воспитание международной солидарности.
Для реализации этих основных направлений педагогической работы методы дошкольного воспитания должны базироваться на доверии между воспитателем и ребенком, на взаимоприятии и доброжелательности. При этом дети не должны быть только потребителями внимания и заботы, которыми окружают их взрослые, они должны хотеть и уметь помогать и доставлять радость другим.
Основными условиями, обеспечивающими формирование позитивного отношения ребенка к миру, являются:
- организация гармоничного образа жизни, формирование детского коллектива, в котором налажены межличностные кон такты между детьми и между каждым ребенком и воспитателем;
- организация достаточно широкого пространства, позволяю щего детям легко и свободно перемещаться и создавать различные «микроклиматы», уютно обставленные и комфортно организован ные пространства для делового общения; особое значение имеет доступ к природе, инициирование самостоятельного эксперимен тирования и проявления индивидуальности.
По мнению многих педагогов и психологов, соревнование как педагогический прием недопустимо в связи с особенностями возрастного развития и негативными результатами соперничества между детьми как для победителя (чувство превосходства), так и для побежденного (чувство обиды, зависти и даже агрессивности).
Социально негативный или позитивный характер воздействия детей-лидеров зависит от того, на чем их поведение основано: на стремлении к власти, к эксплуатации в различных формах более слабых либо на особых организаторских способностях и дружеском отношении к другим.
В современной дошкольной педагогике основной задачей является осознание ребенком своего собственного «Я» и формирование умения управлять своим поведением. Дошкольное учреждение может и должно стать школой мирного сосуществования и демократического делового сотрудничества, развития ответственности за собственное поведение и выполнение возложенных на него обязанностей группой детей или взрослым.
Полученные материалы из разных стран содержат педагогические и психологические доказательства необходимости исключения принуждения ребенка как воспитательной меры. Однако, к сожалению, все еще часто встречаются случаи жестокого обращения с ребенком"~в детском саду и семье. К самым опасным источникам, распространяющим примеры жестокости и насилия, отнесено те-
левидение, возрастающее влияние которого затрагивает и жизнь ребенка.
Подчеркивается необходимость наличия в дошкольном воспитании множественности моделей поведения, обеспечивающих право быть иным. Важной задачей является формирование у ребенка установки на поиск новых целей и новых решений, благоприятствующих диалогу с партнером. Поиск и экспериментирование признаются основной привилегией детства.
Одним из важнейших факторов, препятствующих формированию у детей агрессивной установки как защитного механизма против всякого рода детского страха, является чувство безопасности, защищенности, принадлежности к определенной социальной группе: семье, друзьям, нации. При этом для детей, как и для взрослых, не может быть культур высших и низших; предлагаемая меньшинствам помощь, способствующая уничтожению их самобытности и приводящая к унификации, не должна приниматься. Каждая нация, сохраняя свои особенности, одновременно обогащает сокровищницу общечеловеческих ценностей.
Развитие чувства национальной принадлежности должно формироваться на фоне приобщения к культуре других народов и уважения к ней. И обучение в дошкольных учреждениях и школах иностранным языкам также должно способствовать решению этих задач.
Таким образом, представители разных стран содержанием мирных взаимоотношений между людьми считают: а) любовь и уважение к ближнему, искренность сопереживания, приветливость и понимание; умение помогать нуждающимся в этом людям; б) соблюдение справедливости, принятых в обществе моральных норм, противодействие злу без проявления агрессивности; в) чувство солидарности и ответственности по отношению к другим.
В ряде стран кроме целенаправленной систематической работы по воспитанию у детей умения и желания жить в духе мира особое внимание уделяется проведению всяческого рода акций.
Так, например, в Японии дети под Рождество приносят в детский сад свои копилки, куда они в течение года бросали мелкие монеты, чтобы послать собранные деньги в зарубежные благотворительные организации; или дети вместе с воспитателем пишут обращения в адрес международных мирных конференций с просьбой запретить войну и т. п. В Швеции, в заранее назначенный день на площадях и улицах дети вместе со взрослыми собирают военные игрушки (пистолеты, танки, ружья и т. п.) и сжигают их.
Остановимся несколько подробнее на особой роли военной игрушки и тенденциях к ее запрещению, связанных прежде всего с деятельностью IPA (Международной ассоциации в защиту права ребенка на игру), которая руководит проведением национальных акций через своих членов в более чем сорока странах и осуществ-
ляет обмен мнениями, результатами и новыми решениями. По результатам работы, проведенной во многих странах, IPA еще в 1987 г. была определена ООН как «посланец мира».
Отношение IPA к военной игрушке было выражено в декларации, которая требовала прекращения производства и продажи военных игрушек и игр с применением насилия и разрушения.
В докладе одного из президентов IPA Ника Нильссона, сделанном на международной конференции, и его книге «Krig ar ingen lek» («Война и мир в игре») затрагивался ряд проблем, связанных с военными играми.
Н. Нильссон пытается дать определение военным игрушкам и относит к ним любые игровые предметы, которые используются для решения конфликта, захвата власти или победы путем применения насилия и которые могут быть предназначены для нанесения ранений или убийств.
Исходя из этого, автор выстраивает определенную классификацию военных игрушек:
- игрушки, имитирующие оружие (ружья, автоматы, револь веры, пистолеты, гранаты, бомбы и т.д.);
- конструкторы для изготовления моделей танков, боемашин, пушек, боевых самолетов, военных кораблей и т.д.;
- игрушки, имитирующие боевые машины, танки, самолеты, военные корабли и т.д.;
— солдатики и военные предметы, помещенные в контекст военных действий;
- электронные и компьютерные игры соответствующей тема тики (войны и/или насилия).
Ссылаясь на документы канадского совета IPA, H. Нильссон делает следующие выводы.
— военные игрушки увеличивают агрессивность в поведении, а не кооперативные и креативные способы поведения;
- в игре с военными игрушками дети приобретают опыт дест руктивного поведения;
- военные игрушки учат детей воспринимать войну как игру, интересное приключение, где можно убивать, а насилие — при емлемый способ разрешения проблем и конфликтов;
- дети, играющие с военными игрушками или видеоиграми, а также регулярно смотрящие телевизор, имеют тенденцию к вос приятию мира более угрожающим, чем он есть на самом деле, и более склонны принимать решения с позиции силы.
В ряде стран проводились специальные исследования по изучению влияния военных игрушек на детскую игру. Так, доктор Ч. Тендер, психолог из университета в Солт-Лейк-Сити, наблюдал за игрой детей 4 — 5 лет с обычными игрушками и игрушками военного типа. Было обнаружено, что во время игры с военными игрушками у детей значительно увеличивалось агрессивное и анти-
социальное поведение. Вместе с тем, как заметил Ч. Тендер, когда дети играли в самодельные военные игрушки, они не проявляли того антисоциального поведения, которое наблюдалось в игре с фабричными игрушками.
Однако другой исследователь (профессор психологии Л. Берко-виц) показал, что даже самодельные ружья вызывают у детей агрессивное поведение, особенно у тех, кто к этому расположен. По его мнению, многие дети ассоциируют оружие с насилием, приводящим к вознаграждению. И это идет прежде всего от телевидения и комиксов.
Многие исследователи признают привлекательность военных игрушек, которую они связывают с тем, что они придают ребенку силу и являются средством уравнивания в правах. При этом большинство исследователей понимают, что если от детей убрать военные игрушки, они все равно будут играть в войну, используя, например, карандаш в качестве пистолета и произнося «пиф-паф». Но затем карандаш может использоваться по назначению (для рисования и др.), а игрушечный пистолет в другой функции детьми не используется.
Никто не предполагает, что ребенок, играющий с военными игрушками, станет солдатом. Однако их использование в играх-может внушить детям мысль, что решать конфликты при помощи насилия и оружия — это основной и правильный способ.
В свете выработанного отношения к военным игрушкам IPA предлагает ряд мер для дальнейшей деятельности. К основным из них относятся следующие:
- вынести вопрос о военных игрушках на обсуждение парла ментов всех стран;
- проводить соответствующую работу с воспитателями, роди телями и учителями;
- убеждать представителей торговли в пагубном влиянии воен ных игрушек на воспитание детей;
- в каждой стране в детских садах, школах, микрорайонах и т. п. необходимо создавать «зоны, свободные от игрушечного оружия»;
- воспитание в духе мира должно включать широкий спектр вопросов мира, свободы, прав человека, а его составляющими должны стать: знание, чувство, действие;
- организация гласных акций бойкота (дети с самодельными плакатами перед магазинами игрушек; демонстрации, ралли и марши протеста накануне Рождества, когда покупается большое количество игрушек; костер из военных игрушек, их похороны); создание сети агентов по обмену военной игрушки на игрушку «дружелюбного» характера, работа с прессой и средствами массо вой информации и др.
Конечно же, такая планомерная борьба с военной игрушкой, с играми, инициирующими проявление агрессии и насилия, несом-
ненно, может принести определенные результаты. Однако их явно недостаточно для переориентации детской игры на мирную тематику, поскольку военные сюжеты провоцируются не только игрушками, но и реально существующими конфликтами, разрешающимися немирными средствам. Дети играют в то, что они видят в окружающей жизни и на экране телевизора.
Но именно в наше время, когда военные конфликты и насилие распространяются по всей Земле, усиливается агрессивность людей, особенно значимой становится глубокая, комплексная и систематическая работа с детьми по воспитанию их в духе мира. Эта проблема актуальна и для нашей страны.
Вопросы для повторения
1. Является ли воспитание в духе мира актуальным для всех стран?
2. Как можно объяснять детям темы войны и мира? Должны ли дети переживать травмы, получаемые другими детьми?
3. Как воспитать положительное отношение к окружающему, стремле ние жить со всеми в мире?