1.1. Общая характеристика дисциплины ……………………………..
1.2. Место дисциплины в структуре ООП (бакалавры) ……………..
1.3. Требования к результатам освоения дисциплины ………………
2. Основная часть ………………………………………………………
2.1. Объем учебной нагрузки………………………………………………….
2.2. Содержание учебной дисциплины «Безопасность
жизнедеятельности» …………........................................................
2.3. Самостоятельная работа студентов по дисциплине
«Безопасность жизнедеятельности» ……………………………..
2.4. Планы лекционных занятий ………………………………………
2.5. Планы практических занятий …………………………………….
2.6. Планы лабораторного занятия ……………………………………
2.7. Оценочные средства для контроля и аттестации студента …….
2.7.1. Формы контроля знаний студентов ……………………………
2.7.2. Вопросы для подготовки к зачету по дисциплине
«Безопасность жизнедеятельности» (1 семестр) ……………….
2.8. Учебно-методическое и информационное обеспечение
дисциплины ………………………………………………………..
2.8.1. Рекомендуемая литература ……..................................................
2.8.2. Электронное информационное обеспечение дисциплины …...
2.9. Глоссарий основных терминов и определений ………………….
3. Материально-техническое обеспечение дисциплины …………...
Вводная часть
Общая характеристика дисциплины
Структура и содержание учебного курса «Безопасность жизнедеятельности» определяются Примерной программой дисциплины (курса) «Безопасность жизнедеятельности», рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации для всех направлений высшего профессионального образования (бакалавриат и специалитет) (Москва, 2010 год) и разработаны на ее основе.
Учебный курс «Безопасность жизнедеятельности» изучает современное состояние техносферы и ее негативные факторы; принципы обеспечения комфортности и безопасности взаимодействия человека со средой обитания (производственной, городской, бытовой, природной); физиологические последствия воздействия на человека травмирующих и вредных факторов и принципы их определения; пути и методы повышения безопасности технических средств и технологических процессов; основы применения экобиозащитной техники; проблемы устойчивости работы объектов экономики и технических систем в чрезвычайных ситуациях; вопросы прогнозирования чрезвычайных ситуаций; мероприятия по защите работающих и населения в чрезвычайных ситуациях и при ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий; правовые, нормативно-технические и организационные аспекты безопасности жизнедеятельности.
Все технические объекты и технологии неизбежно порождают негативные факторы. Воздействуя одновременно на человека, природную среду и элементы техносферы, техногенные опасности приводят к ухудшению здоровья человека, материальным потерям и травмам, к деградации окружающей среды. Соблюдение требований безопасности в профессиональной деятельности помогает сохранить работоспособность и здоровье человека, подготовить его к эффективным действиям в экстремальных условиях. Поэтому необходимым условием безопасности жизнедеятельности является знание существующих опасностей и способов защиты от них.
Цели и задачи дисциплины
Цель изучения дисциплины: формирование профессиональной культуры безопасности (ноксологической культуры), под которой понимается готовность и способность личности использовать в профессиональной деятельности приобретенную совокупность знаний, умений и навыков для обеспечения безопасности в сфере профессиональной деятельности, характера мышления и ценностных ориентаций, при которых вопросы безопасности рассматриваются в качестве приоритета.
Задачами дисциплины являются:
приобретениепонимания проблем устойчивого развития,обеспечения безопасностижизнедеятельности и снижения рисков, связанных с деятельностью человека;
овладениеприемами рационализации жизнедеятельности,ориентированными наснижения антропогенного воздействия на природную среду и обеспечение безопасности личности и общества;
формирование:
− культуры безопасности, экологического сознания и риск-ориентированного мышления, при котором вопросы безопасности и сохранения окружающей среды рассматриваются в качестве важнейших приоритетов жизнедеятельности человека;
− культуры профессиональной безопасности, способностей идентификации опасности и оценивания рисков в сфере своей профессиональной деятельности;
− готовности применения профессиональных знаний для минимизации негативных экологических последствий, обеспечения безопасности и улучшения условий труда в сфере своей профессиональной деятельности;
− мотивации и способностей для самостоятельного повышения уровня культуры безопасности;
− способностей к оценке вклада своей предметной области в решение экологических проблем и проблем безопасности;
− способностей для аргументированного обоснования своих решений с точки зрения безопасности.