В Российской Федерации с 2005 года осуществляется реализация государственного проекта «Информатизация системы образования». Одной из основных задач проекта является обеспечение учащихся и учителей цифровыми образовательными ресурсами (ЦОРами). К настоящему времени ресурсы созданы и остаётся только научиться эффективно применять их.
Для построения уроков биологии возможно применение различных типов цифровых образовательных ресурсов: flash-анимации, интерактивные рисунки и схемы, видеофильмы, иллюстрации и т.д. Каждый из этих типов ресурсов имеет свои особенности применения в образовательном процессе. Но все они позволяют компенсировать недостаток натуральных объектов и наглядного материала, без которого нельзя полно показать разнообразие живого мира, особенности его строения, развития, механизмы протекания и целостность биологических процессов. Однако цифровые образовательные ресурсы разумно применять в комплексе с традиционными учебно-методическими средствами.
Flash-анимация– это небольшой учебный ролик, в котором с помощью подвижных изображений, схем, подписей и дикторского текста изложен фрагмент изучаемого материала. В Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов можно найти хорошие анимации практически по всем разделам биологии. Для их воспроизведения нужен флеш-плеер, его бесплатно можно скачать из Интернета по ссылке http://biblprog.org.ua/ru/flash_player/.
Flash-анимации содержат чётко дозированный объём информации и хорошо продуманный дикторский текст. Длительность просмотра анимации от 30 секунд до 20 минут. Длительные анимации имеют управляющие кнопки «стоп», «пауза», «возврат к началу». Это даёт возможность учителю самостоятельно в зависимости от возможностей класса задать темп изучения материала, записей в тетрадь и других форм, применяемых на уроках.
Упрощённым вариантом интерактивных моделей являются интерактивные рисунки. Они имеют два режима работы: демонстрационный и тестовый.
Для работы с интерактивным рисунком в демонстрационном режиме используется несколько опций. Для объяснения учебного материала при постепенном вводе новой информации выбирается опция «Подсказка». При подведении курсора к определённой части интерактивного рисунка эта часть выделяется подсвечиванием, и появляются всплывающие подписи, которые можно зафиксировать на экране. Постепенно можно открыть и зафиксировать все подписи к рисунку, а при необходимости – убрать ненужные. Преимущество такого режима работы заключается в том, что на экране выделяется конкретная часть объекта, это позволяет ученикам лучше концентрироваться на конкретном изучаемом вопросе.
Если необходимо открыть все подсказки сразу, то выбирается опция «Показать все». Рисунок, у которого открыты все подписи, применяется для обобщения или закрепления учебного материала, а также в качестве наглядного пособия при проведении лабораторных работ.
Опция «Спрятать всё» переключает интерактивный рисунок в режим, позволяющий выделять части объекта без появления подписей. Этот вариант использую как при закреплении материала, так и при контроле знаний, например, при проведении опроса
Тестовый режим работы с интерактивным рисунком удобен для закрепления учебного материала. Ученику надо выбрать верные подписи из выпадающего списка, предлагаемые к рисунку.
Раскрывающиесяинтерактивные схемы интересны постепенным вводом информации, позволяют акцентировать внимание школьников на определённом моменте изучаемого материала. Такие схемы используются при объяснении нового учебного материала, в качестве опорных конспектов при фронтальной работе с классом и при самостоятельной работе учащихся с учебниками для структурирования изучаемого материала.
В качестве наглядных пособий в современный урок органически включаются и учебные видеофильмы.Видеофильмы, которые подобраны по всем темам в Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов, имеет ряд преимуществ:
1. демонстрация занимает немного учебного времени;
2. показываются действия, движения, процессы, пространство;
3. сопровождаются кратким и четким пояснением;
4. дают большие возможности проверки и закрепления знаний.
Совмещение текста и видео позволяют разнообразить изложение учебного материала и облегчают его усвоение.
Иллюстрации включают фотографии, коллажи и рисунки клеток, организмов, разнообразных объектов природы, а также портреты ученых.
Цифровые образовательные ресурсы помогают учителям делать учебный процесс интересным и эффективным, уроки красочными, живыми и динамичными. Слабоуспевающие учащиеся проявляют заинтересованность в изучении биологии, для сильных учеников учебный процесс приобретает характер исследования.
Рекомендуемые Интернет-ресурсы для уроков биологии
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
Федеральное хранилище Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (Коллекция) было создано в период 2005-2007 гг. в рамках проекта "Информатизация системы образования" (ИСО), выполняемого Национальным фондом подготовки кадров по поручению Министерства образования и науки Российской Федерации. В 2008 году пополнение и развитие Коллекции осуществлялось из средств Федеральной целевой программы развития образования (ФЦПРО).
Целью создания Коллекции является сосредоточение в одном месте и предоставление доступа к полному набору современных обучающих средств, предназначенных для преподавания и изучения различных учебных дисциплин в соответствии с федеральным компонентом государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.
В настоящее время в Коллекции размещено более 111 000 цифровых образовательных ресурсов практически по всем предметам базисного учебного плана. В Коллекции представлены наборы цифровых ресурсов к большому количеству учебников, рекомендованных Минобрнауки РФ к использованию в школах России, инновационные учебно-методические разработки, разнообразные тематические и предметные коллекции, а также другие учебные, культурно-просветительские и познавательные материалы.
Работы по созданию Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов удостоены премии Правительства Российской Федерации в области образования за 2008 год в составе Федеральной системы информационных образовательных ресурсов.
Адрес сайта: http://school-collection.edu.ru
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР)
Проект федерального центра информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) направлен на распространение электронных образовательных ресурсов и сервисов для всех уровней и ступеней образования. Сайт ФЦИОР обеспечивает каталогизацию электронных образовательных ресурсов различного типа за счет использования единой информационной модели метаданных, основанной на стандарте LOM.
В последнее время получили распространение открытые образовательные модульные мультимедиа системы (ОМС), объединяющие электронные учебные модули трех типов: информационные, практические и контрольные. Электронные учебные модули создаются по тематическим элементам учебных предметов и дисциплин. Каждый учебный модуль автономен и представляет собой законченный интерактивный мультимедиа продукт, нацеленный на решение определенной учебной задачи. Для воспроизведения учебного модуля на компьютере требуется предварительно установить специальный программный продукт – ОМС-плеер.
Адрес сайта: http://fcior.edu.ru
Рекомендации по использованию ресурсов ФЦИОР: для 6 класса, УМК Беркинблит М.Б. и др. для 7 класса, УМК Беркинблит М.Б. и др. для 8 класса, УМК Беркинблит М.Б. и др. для 9 класса, УМК Беркинблит М.Б. и др. для 10-11 классов, УМК Иванова Т.В. и др.