Заведующий кафедрой ______________________________________(Т.А. Терехина)
Разработчики:
Доцент, к.б.н.
_____________________
(подпись)
Н.В. Елесова
Председатель методической комиссии факультета:
Доцент, к.б.н.
_____________________
(подпись)
Е.В. Шапетько
ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Цель освоения учебной дисциплины – сформировать у магистрантов представления о разнообразии природных кормовых угодий и их трансформации в результате антропогенных воздействий, применять полученные знания и навыки в решении профессиональных задач.
МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП МАГИСТРАТУРЫ
2.2.Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами базовых курсов: «Высшие растения», «Биогеография» и специальных курсов – «Экология растений», «Фитоценология».
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Изучение данной учебной дисциплины направлено на формирование у обучающихся следующих компетенций:
ПК-2 – глубоко понимает и творчески использует знания фундаментальных и прикладных разделов специальных дисциплин ООП магистратуры в научной и производственно-технологической деятельности.
Знать: основы фитоценологических исследований, используемых в различных разделах фитоценологии и экологии;
Уметь: описать основные типы природных кормовых угодий в природе.
Владеть:основными методами и принципами классификации растительности.
ПК-6 –способен проводить оценку воздействия планируемых сооружений или иных форм хозяйственной деятельности на окружающую среду.
Знать: характеристику основных типов природных кормовых угодий юга Западной Сибири.
Уметь: использовать сведения по видовому и экобиоморфному составу, структуре сообществ для характеристики и классификации основных типов природных кормовых угодий. Оценитьстепеньвоздействия человека на растительный покров.
Владеть:Подготовить характеристикуосновных типов природных кормовых угодий Алтайского края по степени антропогенной нарушенности. Оценить степень антропогенной нагрузки и возможные способы сохранения и восстановления растительных сообществ после ее снятия.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов.
Структура дисциплины
№
Раздел дисциплины
Виды учебной работы и трудоемкость в (часах)
Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
Всего
СРС
Аудиторная
Л
С
ПЗ
1.
Общая характеристика и классификация природных кормовых угодий
Выступление на семинаре.
Растительность луговых угодий
Контрольная работа. Отчет по практической работе
Растительность степных угодий
Контрольная работа. Отчет по практической работе
Растительность лесных и прочих типов кормовых угодий
Контрольная работа. Отчет по практической работе
Антропогенные смены растительности
Выступление на семинаре с докладом
Оптимизация использования природных кормовых угодий и их охрана
Выступление на семинаре с докладом, письменное тестирование
Всего
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Рабочая программа
1.Общая характеристика основных типов растительности юга западной Сибири: леса, луга, степи, болота, кустарниковая и водная растительность, растительность солонцов и солончаков, их использование в хозяйственных целях. Ботанико-географическое и геоботаническое районирование. Классификация природных кормовых угодий.
2.Растительность луговых угодий. Луг как тип растительности. Жизненные формы луговых растений. Рыхлокустовые и длиннокорневищные злаки и осоки. Верховые и низовые формы. Классификации лугов. Пойменные, настоящие, низинные луга. Субальпийские и альпийские луга. Хозяйственное использование лугов в качестве сенокосов и пастбищ.
3.Растительность степных угодий. Степь как тип растительности. Жизненные формы степных растений. Плотнокустовые, рыхлокустовые и длиннокорневищные злаки и осоки. Полукустарники и полукустарнички. Анатомо-морфологические и физиологические особенности степных растений. Основные типы степей. Луговые степи и остепненные луга. Настоящие или типичные степи. Опустыненные полынно-дерновиннозлаковые степи. Горные степи. Хозяйственное использование степей в качестве сенокосов и пастбищ.
4.Растительность лесных угодий. Хвойные и лиственные леса. Сосновые боры. Пихтовая и кедровая тайга. Лиственничные леса. Мелколиственные березовые, осиновые леса. Тополевые леса. Хозяйственное использование лесов.
5.Использование других типов растительности (болота, прибрежно-водная, кустарниковая растительность, растительность солонцов и солончаков) в качестве природных кормовых угодий.
6.Антропогенные смены растительности. Пастбищная дигрессия и ее изучение. Стадии пастбищной дигрессии: изменение видового состава в ходе пастбищной дигрессии, влияние выпаса на экологию сообществ, популяционный состав, структуру, продуктивность. Трансформация степной растительности. Трансформация луговой растительности. Трансформация лесной растительности.
7.Оптимизация использования природных кормовых угодий и их охрана. Основные способы восстановления степей и лугов (постпастбищная демутация). Заповедование. Применение удобрений. Применение различных режимов использования. Создание агростепей и сеяных лугов. Охрана лугов, степей и лесов в системе ООПТ Алтайского края.
Темы лабораторных, практических или семинарских занятий.
Темы практических работ и семинарских занятий
Раздел учебной дисциплины
Тема практической работы или семинарского занятия
Всего часов
Общая характеристика и классификация природных кормовых угодий
Общая характеристика и классификация природных кормовых угодий Алтайского края – семинар и практическое занятие
Растительность луговых угодий
Луга. Флористическое и геоботаническое разнообразие лугов – практическое занятие.
Растительность степных угодий
Степи. Флористическое и геоботаническое разнообразие степей – практическое занятие
Растительность лесных и прочих типов кормовых угодий
Леса и болота – практическое занятие
Антропогенные смены растительности
Антропогенные трансформации природных кормовых угодий – семинар
Оптимизация использования природных кормовых угодий и их охрана
Способы оптимизации природных кормовых угодий – семинар