Гармоничное развитие, двигательная активность, самостоятельность, овладение различными навыками зависят в большей степени от условий, создаваемых малышу в семье.
Занятия физической культурой - неотъемлемая часть воспитания здорового ребенка. В преддошкольном возрасте занятия гимнастикой необходимо продолжить. Для развития вестибулярного аппарата нужно научить малыша выполнять различные повороты, вращения, наклоны с разнообразными предметами - мячом, обручем, палкой, флажками - из положения стоя, сидя на стульчике, на полу; научить его кувыркаться, постелив на пол мягкий матрац.
Детские карусели и качели также способствуют развитию равновесия.
Потребность в игровой деятельности
Игра представляет собой универсальную деятельность ребенка и имеет большое значение в его развитии, познании окружающего мира, создает возможность для эмоциональной разрядки, выражения своих интересов, помогает формированию самостоятельности, независимости и индивидуальности.
Игра оказывает разностороннее влияние на все стадии развития:
1. Физическое развитие - осваиваются тонкие и грубые двигательные навыки, укрепляется мышечная система, развивается координация движений.
2. Социальное развитие - приобретаются навыки совместных действий, общения в коллективе, изучаются новые правила игры, формируется необходимость делиться с другими, сексуальное поведение, соответствующее полу.
3. Познавательное развитие - совершенствуются речь, понимание окружающего мира, познавательные процессы, позволяющие воспринимать музыку, сюжеты детских фильмов, овладевать рисованием, применять на практике модели взрослого поведения и др.
4. Эмоциональное развитие - создаются возможности для эмоциональной разрядки, выражения своих интересов и творчества, фантазии и воображения.
Игра является средством выражения чувств, она учит малыша управлять эмоциональными конфликтами, помогает формированию самостоятельности, независимости, инициативы и индивидуальности, вызывает чувство удовлетворения и счастья в результате приобретения каких-либо новых умений и навыков.
Каждому возрасту присущи свои типы игр:
1. Игра в одиночестве - преобладает в грудном возрасте, когда ребенок один изучает окружающий мир, его внимание привлекают яркие игрушки и предметы, он учится выполнять манипуляции с отдельными предметами.
2. Параллельная игра - характерна для детей с 1 года до 3-х лет, когда ребенок играет не вместе с детьми, а рядом, осознавая при этом их присутствие.
3. Ассоциативная игра - доминирует в преддошкольном возрасте, когда дети играют вместе, но без выраженного сценария, много фантазируют, играют с вымышленными персонажами.
4. Кооперативная игра - осваивается в конце дошкольного и в школьном периоде, когда дети начинают вместе сотрудничать, придумывают свои правила игры, распределяют между собой роли; таким образом, игра идет в соответствии с придуманным сценарием и выработанными правилами игры.
Для игры детям необходимо выделять определенное время, безопасное помещение, подходящие игрушки, придумывать и приобретать новые игры, способствующие дальнейшему развитию ребенка.
Новые игрушки и игры нужно вводить постепенно, в противном случае, ребенку будет очень сложно самому сделать выбор.
Игры и игрушки для детей от 1-го года до 3-х лет:
1. Игрушки - неваляшки, мячи, игрушечный телефон, куклы, плюшевые животные, детская посуда, деревянные игрушечные инструменты, большие машины, кубики разных видов, конструктор «Лего», большие книжки с яркими картинками, книжки-раскраски.
2. Игры - в мяч, с водой в детском бассейне, в песочнице, рисование большими карандашами, мелками, прослушивание музыкальных сказок, детских песенок, катание на качелях, трехколесном велосипеде, «помощь» взрослым по дому.
Нужно учить ребенка играть с игрушками, правильно произносить их названия. Куклы, «мишки» и другие плюшевые игрушки - настоящие друзья малыша, он их воспитывает, ухаживает за ними, подражая взрослым.
Играть вместе с другими детьми, делиться своими игрушками он начнет лишь в 2,5-3 года, тогда у него и появятся друзья. Чем чаще он будет в компании сверстников, тем скорее станет общительным и раскованным. Вдохновителями и организаторами совместных игр должны оставаться родители или воспитатели в детском саду.
Потребность во сне
В преддошкольный период важно правильно организовать режим ребенка, чтобы не перегрузить его впечатлениями; следует избегать шумных игр перед сном, длительного просмотра телепередач и пр.
Режим сна - с 1,5 лет дневной сон должен составлять 3 часа, ночной сон - 11 часов. Наиболее глубокий сон наступает через 1-2 часа после того, как ребенок заснул. Ночной сон более глубокий, чем дневной.
Каждый ребенок уникален, по его поведению родители обычно знают, когда он хочет спать. На сон влияют как состояние центральной нервной системы (повышенная возбудимость, эмоциональная неустойчивость, страхи), так и факторы окружающей среды - внешние раздражители (свет, шум, чувство голода).
У ребенка преддошкольного возраста постепенно вырабатывается «ритуал» отхода к ночному сну, но при этом он может предъявлять перед сном множество требований - попросить пить, сходить в туалет, принести любимую игрушку и пр. На самом деле ребенок хочет добиться более длительного присутствия родителей. Чтобы сократить и упростить укладывание, родителям следует предусмотреть максимально возможное количество просьб ребенка. Когда все просьбы удовлетворены, они должны твердо сказать, что больше не будут возвращаться к нему в детскую комнату. Родителям следует понимать, что этот «ритуал» - необходимое условие перехода от состояния бодрствования ко сну.