Экскурсия – это процесс наглядного познания окружающего мира: особенностей природы, современной и исторической ситуации, элементов быта. Предметом экскурсионной методики является целенаправленное изучение, систематизация, формулирование, разъяснение и применение на практике средств и методов воспитания и обучения, а также методических приемов, при помощи которых работники экскурсионных учреждений осуществляют свою деятельность. Целью экскурсионной работы является приобщение учащихся к культурному и историческому наследию. Экскурсии помогают решить ряд задач: активизируют познавательный интерес, расширяют кругозор детей, углубляют и систематизируют знания об истории и культуре нашей Родины, формируют отношение ребят к природе, различным явлениям общественной жизни, моральным нормам и принципам, расширяют представления детей о труде людей разных профессий, постепенно приобщают к миру искусства, формируют художественный вкус, развивают черты прекрасного в духовном облике ребёнка.
Экскурсия - это не основная, но весьма важная форма учебной работы, поэтому ей нужно уделять внимание такое же, как системе лабораторных и практических работ. Экскурсия – это форма занятия в обстановке образовательного музея, уголка природы, микрорайона, предприятия и т.д. Отсюда следует, что к проведению данной работы предъявляются те же самые требования, что и к любому современному уроку. Она должна развивать у учащихся самостоятельное творческое мышление, воспитывать, отвечать требованиям общественного развития, соответствовать возрастным особенностям учащихся, иметь свою внутреннюю логику и организацию, т.е. быть «частицей» педагогического процесса. Наряду с тем, что экскурсия имеет огромную воспитательную ценность, она весьма привлекательная форма сообщения знаний. Здесь школьники видят перед собой не рисунки или таблицы, а подлинную предметную наглядность, поэтому их знания приобретают конкретность. Экскурсии – это составное звено учебного процесс. Содержание каждой из них должно соответствовать темам, предусмотренным учебными программами, органически связываться с полученными знаниями и систематически поступающим потоком различной информации в повседневной деятельности ученика. На материалах экскурсий базируется школьное краеведение. Они тесно переплетаются с различными формами внеклассной работы, общественно-полезным трудом и трудовой практикой учащихся, т.е. они являются частью всего учебно-воспитательного процесса как единого целого.
2. Принципы организации экскурсионной работы:
образовательный:каждая экскурсия способствует расширению кругозора человека. Ее участники получают знания по истории, в области искусства, архитектуры, литературы, экономики. Нередко экскурсия конкретизирует знания экскурсантов, помогает им увидеть то, что они знали по письменным источникам, из школьных программ. Экскурсия развивает у учащихся самостоятельное творческое мышление.
познавательный:экскурсия помогает повысить уровень познавательной активности личности. Это происходит благодаря её особенностям, таким как наличие особого эмоционального состояния, способствующего творческому озарению, интуитивному проникновению в истину, возможности комплексно воспринимать действительность.
научности:важным качеством экскурсии как формы воспитания и обучения является ее научный характер. Задача экскурсии - способствовать распространению научных знаний. Содержание экскурсии должно излагаться в соответствии с данными определенного раздела современной науки, оказывать содействие формированию мировоззрения. Факты, события, теоретические положения даются в научной трактовке и должны получить объективную научную оценку.
идейности:идея - это четкий план действий для достижения поставленной цели. Принципы идейности означают объективный подход к содержанию фактического материала при подготовке экскурсии и убежденность экскурсовода, излагающего этот материал экскурсантам. Важно, чтобы каждая экскурсия была подготовлена с учетом этого требования, чтобы в соответствии с ним были составлены документы для экскурсии - тексты и методическая разработка.
объективности:информация, излагаемая экскурсоводом должна соответствовать, действительности, быть свободной от субъективных взглядов тех или иных исследователей на развитие истории и культуры.
доступности:экскурсия предполагает изучение реального, подлинного объекта по месту его естественного нахождения. Из подлинности объекта вытекает возможность максимальной наглядности при рассмотрении его различных свойств и сторон. Познание объекта в этом случае возможно не только зрительно, но и с помощью других органов чувств - осязания, обоняния, слуха.
природоохранной направленности:экскурсовод знакомит учащихся с конкретными примерами преобразования природы края. В процессе экскурсии могут быть учтены все местные ценные природные объекты, исторические памятники, очаги культуры и отдыха. А это, собственно, первое условие для осуществления непосредственной работы по охране природы и рациональному использованию ее богатств.
4.Педагогическое значение экскурсионной работы. Составление плана работы.
Одной из важнейших задач образовательной школы является ознакомление с явлениями природы в ее целом, включая сюда основные явления и законы, как мертвого мира, так и живого. Именно на экскурсиях мы встречаем явления в их естественных взаимоотношениях и сложности: бытовые явления, социальные отношения, художественные произведения, исторические памятники, фауна, флора и явления мертвого мира встают пред учеником все в новых и новых комбинациях, обнаруживая свою бесконечно многократную взаимную связь. Также важна эмоциональная сфера. К сожалению, наши школьники при изучении учебников чаще всего испытывают „эмоцию скуки". Между тем, яркость и прочность познаний неимоверно возросла бы, если чаще в обучении использовать экскурсии. Эти эмоции имеют высокую ценность, так как влекут к деятельности, к дальнейшему познанию. Как бы учитель ни "живописал" на уроках о синем небе, о ярких красках цветов, о шуме соснового леса, он, конечно, никогда не вызовет столь ярких и полных представлений, какие получаются у учеников при непосредственном созерцании природы. Экскурсия является прекрасным методом иллюстрации сообщенного на уроках, а также как источник для целого ряда интересных и полезных наблюдений. Немаловажным является значение экскурсий еще в том отношении, что они дают возможность набирать прекрасный и богатый материал для последующих уроков и практических занятий. Нередко случается также, что необычные условия, в которые ставит детей экскурсия, требуют от них быстрой, реакции и находчивости в данном положении (уменье быстро найтись и разыскать защиту от внезапной непогоды, уменье ориентироваться в незнакомой местности и способность найти дорогу в случае отсталости от ядра экскурсии, сообразительность в устранении и обхождении неожиданных препятствий в пути). Экскурсии могут также послужить хорошим средством для пробуждения и культуры эстетических эмоций, значение которых для полноты нравственного облика образованного человека не подлежит сомнению. Если учитель сумеет на каждой экскурсии вызывать у детей действительное удовольствие, указывая на красоту ландшафта или отдельных его частей, не исключая даже мельчайшей поросли мхов или лишаев на каком-нибудь камне или гнилом пне, то у детей появится уже привычка искать красоту на прогулке, обращать на нее внимание, находить ее и наслаждаться ею.