Для предупреждения несчастных случаев на морском флоте экипажи судов должны состоять из людей, которые прошли соответствующие курсы по технике безопасности, ознакомлены со спецификой работы на судах, эксплуатацией и обслуживанием механизмов и агрегатов, которые используются для обеспечения функциональной деятельности морских судов.
С этой целью компании-судовладельцы проводят следующие мероприятия:
- на работу в компании принимают только тех лиц, которые соответствуют требованиям МК ПДМНВ-78;
- с принятыми на работу на суда периодически проводятся инструктажи по технике безопасности;
- для рабочих мест и постов установлены процедуры безопасности, которые обязан выполнять каждый член экипажа;
- судовая среда обитания людей поддерживается в рекомендуемых пределах;
- все виды службы на судне контролируются ответственными лицами из числа командного состава экипажа.
Согласно требованиям МК ПДМНВ-78 к самостоятельной работе на судне и обслуживанию механизмов допускаются лица не моложе 18 лет.
Они должны:
- иметь удостоверение (свидетельство, аттестат, диплом) о прохождении квалификационной комиссии;
- иметь медицинскую книжку с отметкой о пригодности по состоянию здоровья;
- твердо знать инструкцию по технике безопасности и обслуживанию поручаемых механизмов;
- уметь правильно пользоваться защитными и предохранительными приспособлениями и средствами.
Со всеми членами экипажа, прибившими на судно, проводятся следующие виды инструктажей по технике безопасности (система инструктажей):
Первичный на рабочем месте с росписью в журнале инструктажа.
Его проводят:
СПКМ – со специалистами служб эксплуатации и быта;
СТМ – со специалистами всех служб, участвующих в технической эксплуатации судна;
ЭМХ – со всеми членами экипажа по вопросам электробезопасности и безопасному использованию эл. инструмента эл. оборудования;
НРС (ПКМЭ) – со специалистами службы эксплуатации.
Инструктаж ведется по типовой программе с показом безопасных приемов и методов труда и изучением производственных инструктажей.
Повторный инструктаж – проводится в таком же порядке и теми же лицами:
- на судах, перевозящих опасные и вредные грузы – ежемесячно;
- на других судах – 1 раз в 3 месяца (ежеквартально).
Целевой инструктаж проводится, назначенным для выполнения работ, не связанным с его обязанностями по специальности, ликвидация последствий аварий и ЧС, конкретных видов работ, работ по наряду-допуску, разрешению и т. п. в порядке, как и первичный.
Внеплановый – начальника судовых служб.
Для всех рабочих мест и постов разработаны процедуры безопасности, отраженные в Контрольных листах (чек-листах) и инструкциях по мерам безопасности, предусматривающие обязанности членов экипажей перед работой, в ходе ее и по ее окончанию (предупредительные меры).
Перед каждой работой член экипажа обязан:
- изучить техническую документацию и инструкции по технике безопасности;
- подготовить индивидуальные средства защиты, инструмент, материалы;
- ознакомиться с состоянием средств обеспечения безопасности, связи, сигнализации, доложить ответственному лицу о недостатках и принять участие в их устранении;
- подготовить знаки безопасности и предохранительные надписи;
- пройти первичный или целевой инструктаж на рабочем месте и расписаться в журнале инструктажа;
- получить, если предусмотрено, разрешение или допуск на выполнение работ.
В ходе работ он обязан:
- выполнять их по инструкциям, технологическим картам и т. п. документам с использованием средств защиты, устройств и приспособлений по безопасности в соответствии с проводимой работой;
- о выявленных неисправностях немедленно сообщить ответственному лицу и принять меры по обеспечению безопасности;
- при несчастном случае немедленно оказать первую помощь пострадавшему, доложить вахтенному помощнику капитана или вахтенному механику и сохранить обстановку на месте происшествия до расследования;
- о завершении работ доложить ответственному лицу или вахтенному начальнику.
После выполнения работ он обязан:
- провести техобслуживание средств безопасности, защиты и других, использованных при работе;
- заполнить техническую документацию и сделать личный анализ выполненного;
- выполнить меры личной гигиены, а при необходимости – медицинской помощи;
- получить указания у ответственного лица на дальнейшие действия.
III. Заключение
__5__мин.
Важность выполнения требований безопасности и охраны труда невозможно переоценить. Они играют принципиальную роль в профилактике травматизма и в сохранении здоровья работников. Несоблюдение требований безопасности может поставить под угрозу здоровье самого работника и его коллег по работе. Практические меры по охране труда и технике безопасности должны идти рука об руку с улучшением состояния условий труда на рабочих местах. Крайне важно, чтобы каждый работник участвовал в выявлении опасных и вредных производственных факторов и предлагал меры по их устранению.
РУКОВОДСТВА И ПОСОБИЯ
Учебное оборудование:
1. Костюм защитный изолирующий КЗИ-2.
2. Каска с подшлемником.
3. Спецодежда, обувь и снаряжение безопасности.
Литература:
1. Международная конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года ПДМНВ-78, измененная конференцией 1995 года вместе с документами конференции. Глава VI\1. Таблица А-VI/1-4 с 300. СПб. : ЗАО ЦНИИМФ, 1996 – 552 с.
2. Предупреждение несчастных случаев на судне в море и в порту. Свод практических правил МОТ. Пер. с англ. – М.: ЦРИА «Морфлот», 1981 – 152 с.
3. Руководство по действиям в чрезвычайных ситуациях на судне СИП 335.183.-96 № 2.06. – Новороссийск: ОАО «Новошип», 1996 – 165 с.
4. Руководство по охране и безопасности труда на судах
СТП 335.191 – 97. № 2.09. – Новороссийск: ОАО «Новошип», 1997 – 64 с.
5. Международное руководство по безопасности для нефтяных танкеров и терминалов (Третье пересмотренное издание) ISGOTT – СПб : АОЗТ ЦНИИМФ 1995 – 466 с.
6. Катхе О.И., Новиков Т.Н., Ковнер Р.И. Охрана труда на морском транспорте. Учебник для учащихся вузов – М6 Транспорт, 1979 – 263 с.