Характеристика проблемы, на решение которой направлен проект. Удовлетворение базовых потребностей горожан в услугах сферы торговли, общественного питания и бытового обслуживания зависит не только от их общего числа и пропускной способности, но и от их размещения в пространстве города. При размещении точек торговли, общественного питания и бытового обслуживания должны учитываться ежедневные маршруты горожан разных категорий, их концентрация (в целом и по разным социальным и возрастным группам) по районам города, дорожная ситуация и другие факторы. Какой бы ассортимент товаров и услуг не предлагался в торговом центре, как бы ни был он оформлен – если он расположен в неудобном месте, удален от основных районов расселения -- такой центр не выполняет своих функций, не удовлетворяет потребностям горожан, не повышает качество среды. Для оптимизации структуры предложения товаров и услуг, а также их размещения в городском пространстве Ханты-Мансийска, в городе будет разработана Концепция развития потребительского рынка.
Ответственный за реализацию проекта:Управление потребительского рынка и защиты прав потребителей, Управление экономического развития и инвестиций.
Сроки реализации:2014--2016.
Мероприятия проекта:Разработка концепции развития потребительского рынка Ханты-Мансийска.
Основные этапы разработки:
1. Анализ объема потенциального рынка торговли, общественного питания и бытовых услуг по районам города Ханты-Мансийска и их крупным частям. Анализ должен включать социальную и возрастную структуру населения районов города и их частей, существующий уровень обеспеченности населения отдельных районов магазинами и предприятиями бытовых услуг, прогноз демографической ситуации для различных районов города, транспортную схему Ханты-Мансийска, места концентрации туристических объектов, учебных заведений. В столичном городе большой сегмент потребительского рынка составляют деловые туристы (пребывающие в командировку), поэтому данная категория (работники государственных органов и учреждений муниципальных образований ХМАО, сотрудники нефтегазодобывающих фирм, спортсмены и др.) также должны быть охвачены анализом.
2. Разработка Концепции развития торговли, общественного питания и бытового обслуживания, предусматривающей оптимизацию и системную увязку друг с другом размещения в различных районах города следующих объектов:
· торговые точки, универсальные предприятия общественного питания (кафе недорогих ценовых сегментов) и предприятия бытовых услуг шаговой доступности (для районов города с преобладанием селитебных функций, особенно районы новой застройки);
· специализированными магазинами, специализированными точками общественного питания (тематические кафе и рестораны), предприятиями, предоставляющие редкие бытовые услуги (Центральный район Ханты-Мансийска, район улицы Гагарина и др.); согласовать с проектом 2.1.
· многофункциональными торговыми комплексами, рассчитанными на посещение на автомобиле или специализированном автобусе (на периферии города, в районах массового жилищного строительства).
3. Разработку инвестиционных предложений по размещению предприятий торговли, общественного питания и бытовых услуг определенного профиля и пропускной способности в конкретных точках города; определение земельных участков или площадей под их реализацию.
4. Изучение общественного мнения (маркетинговые опросы, общественные слушания) по инвестиционным предложениям; конкурс идей по созданию тематических точек общественного питания и специализированных магазинов;
5. Доработка инвестиционных предложений с учетом пожеланий жителей различных районов города Ханты-Мансийска; подбор потенциальных земельных участков под строительство или площадей – под реализацию инвестиционных предложений.
6. Работа по привлечению инвесторов для реализации разработанных инвестиционных предложений.
Параметры необходимого финансирования проекта:дополнительное финансирование не требуется.
Результаты реализации проекта.Результатом реализации проекта будет оптимизация структуры и размещения предприятий сферы торговли, общественного питания и бытового обслуживания.
Новые муниципальные нормативные правовые документы для реализации проекта: Постановление Администрации города Ханты-Мансийска о Концепции развития потребительского рынка.
Экологические аспекты реализации проекта.Планомерное развитие потребительского рынка будет способствовать профилактике возникновения несанкционированных торговых точек, функционирование которых связано с загрязнением окружающей среды.
Проект 2.8. Разработка МЦП "Охрана и использование природного и культурного наследия города Ханты-Мансийска"
Характеристика проблемы, на решение которой направлен проект. В Ханты-Мансийском автономном округа проводится большая работа по обследованию, научному документированию, формированию системы учета объектов культурного наследия, расположенных на территории автономного округа, и их государственной охране. Действует ведомственная целевая программа «Историко-культурное наследие Югры на 2011 – 2013 годы и на период до 2020 года». Тем не менее, полноценное включение объектов природного и культурного наследия города в процесс социально-культурного развития городского сообщества требует дополнительных мер. Необходимо вовлечение горожан в процесс изучения объектов наследия, активный контакт с объектами наследия (в формах, допустимых в рамках действующего законодательства) в ходе рекреации и обучения. Природное и культурное наследие должно быть также разумно вовлечено в экономическое развитие города через развитие исторического направления туризма.
Ответственный за реализацию проекта:Управление по развитию туризма и внешних связей, Управление культуры
Сроки реализации: 2014—2020.
Мероприятия проекта:Разработка МЦП "Охрана и использование природного и культурного наследия города Ханты-Мансийска".
Основные блоки программы:
· Разработка и реализация системы мер по выявлению новых объектов, обладающих признаками объектов природного и культурного наследия, участие в подготовке научно-проектной документации для обоснования достопримечательных мест на территории города;
· Разработка и реализация проекта ландшафтного Музея русской старожильческой культуры (возможно в рамках более широкого проекта – городского краеведческого музея) в районе Самарово ("Шейминский квартал"), включая нормативно-документационное оформление территории потенциального музея в собственность МО «Городской округ город Ханты-Мансийск» с закреплением их за ландшафтным музеем русской старожильческой культуры Югры; разработка концепции, тематико-структурного плана и тематико-экспозиционного плана ландшафтного музея; перенос на музеефицированную территорию исторических построек из других районов Самарова, проведение ремонтно-реставрационных работ, размещение и открытие музейной экспозиции;
· научный анализ опыта охраны и туристского использования природного и культурного наследия в районах проживания коренных народов Севера (в России и за рубежом), выявление потенциальных направлений охраны и туристского использования объектов природного и культурного наследия города Ханты-Масийска;
· маркетинговая оценка развития археологического, природного, экологического, "трансцендентного" (приобщение к шаманским и другим традционным практикам), приключенческого, "реконструкторского" (проведение фестивалей исторических клубов) и иных направлений туризма, развитие которых может быть связано с использованием природного и культурного наследия Ханты-Мансийска;
· разработка комплексной системы туристических продуктов с использованием объектов природного и культурного наследия (размещение в традиционных жилищах, создание предприятий питания и досуга с использованием элементов традиционной кульутры; разработка обазовательных программ, туров, туристических маршрутов и видов развлечений; специальные предложения для молодоженов и иных специальных категорий (в т.ч. для людей с ограниченными возможностями)[15] на различные сезоны года (с учетом необходимости соблюдения условий охраны объектов природного и культурного наследия);
· расширение годичного календаря событийного туризма в Ханты-Мансийске с учетом возможностей использования объектов культурного и природного объекта города; в том числе разработка специальных предложений для школьных туров в дни каникул, сезонного (в "низкий сезон") предложения по направлению социального туризма и др.
· информационная поддержка предложения туристских продуктов, связанных с исплользованием природного и культурного наследия: разработка инфрмационных материалов, сайта, презентационных материалов для российских и международных выставок.
Параметры необходимого финансирования проекта:в связи с новаторским характером Программы ее разработка требует дополнительного финансирования1,5 млн руб. (в 2015 г.).
Результаты реализации проекта. Проект имеет культурное, экономическое и экологическое значение.Активное вовлечение объектов природного и культурного наследия города Ханты-Мансийска в социально-культурную жизнь города приводит к усилению чувства территориальной идентичности, сплоченности городского сообщества, удовлетворению потребностей горожан в рекреации и как следствие -- к повышению комфортности проживания в Ханты-Мансийске. Расширение туристической деятельности повышает экономическую безопасность Ханты-Мансийска. Регламентация использования природного наследия города повышает его безопасность.
Новые муниципальные нормативные правовые документы для реализации проекта: Постановление Администрации города Ханты-Мансийска о МЦП "Охрана и использование культурного и природного наследия города Ханты-Мансийска".
Экологические аспекты реализации проекта.Важнейшей составной частью Программы должы стать меры по обеспечению охраны объектов природного (и культурного) наследия в условиях вовлечения их в рекреационную и туристскую детяльность (в рамках действующего законодательства по охране природного и культурного наследия).