Момент для выхода Руси на мировую арену был удачным. В 1453 г. турки взяли штурмом столицу Византии Константинополь. К концу XV в. распалась на несколько ханств золотая орда. На границах Европы и Азии открылись две «вакансии»: новой столицы православия и нового «центра управления» степью. Москва претендовала на обе: как ныне единственное независимое православное государство, она могла возглавить дело защиты веры. Как часть империи, созданной когда-то Батыем, она считала, что ей по наследству переходят гигантские степ, лежавшие за Окой и Волгой. Европейские монархи, однако, не спешили признать вчерашнего данника Орды равным себе. Поэтому права московских государей следовало подкрепить достойным титулом, символикой и генеалогией.
Самый болезненный был вопрос о титуле. Что, собственно, такое «великий князь Московский» и даже «великий князь Всея Руси»? буквальный перевод на латынь (язык европейской дипломатии) ставил великих князей в ряд высшей знати, но намного ниже королей, императора Священной Римской империи или султана Турции. Литва и Польша долго отказывались величать Иван III даже «государем Всея Руси». Ливонской орден, Дания и Австрия изредка называли его царем (гот латинского цезарь) и даже «Всея Руси императором», но чаще – скромным титулом «великий князь».
Ивану III его права на самый высокий ранг казались бесспорными. Свой титул он поначалу удлинял, просто добавляя названия княжеств и земель – «Иоанн, Божьей милостью государь и великий князь Всея Руси, Владимирский, Московский, Псковский, Новгородский, Тверской». Но, по сути, это ничего не меняло.
На помощь пришла идея «византийского наследства». В соответствии с ней императорская власть перешла от Византии к Киевской Руси, а от нее – к Московской. Считалось, что царский венец – шапку Мономаха – подарил киевскому князю Владимиру Мономаху его дед император Византии Константин мономах еще в XII в. (на самом деле ее изготовили в XIII-XIV вв. на востоке).
Составили новую родословную. Она подтверждала древность царского рода, так как ее начали вести от римского императора Августа. Претензии на родство с императорами отразила и государственная печать: поражающий дракона святой Георгий и двуглавый орел, обычный в символике императоров Византии и в гербах Габсбургов, императоров Священной Римской империи.
Право Москвы на «византийское наследство» укрепил в 1472 г. брак Ивана III с Софьей Палеолог, племянницей последнего византийского императора Константина XI.
Заключение
Таким образом, при завершении объединения русских земель государственный аппарат уже существовал. Но в нем не было еще строгого разделения функций, существовали пережитки феодальной раздробленности (после ликвидации удельных княжеств для управления отдельными землями создавались местные «дворцы» — рязанский, тверской и т.д.). Центральные органы власти не только не дублировались на местах, но и не имели там своих представителей. Самодержавная суровость власти великого князя сочеталась со слабостью из-за отсутствия централизованного аппарата управления.
На завершающем этапе объединения русских земель активизируется и внешняя политика России. Иван III вошел в историю как искусный дипломат.
Создание единого государства создавало благоприятные условия для экономического, социального и культурного развития русского народа.
Благодаря ликвидации раздробленности Россия расширила свою территорию, добилась независимости и стала проводить самостоятельную внешнюю политику, превратившись в субъект международных отношений.
Большую помощь в деле «собирания русских земель» на этом этапе московским князьям оказывала русская православная церковь (митрополит Алексий, Сергий Радонежский). В период между княжеских столкновений 1362-1364 гг. сложные дипломатические миссии успешно выполнял Сергий Радонежский в Ростове, Нижегородско-Суздальском княжестве.
На рубеже XV–XVI вв. в течение примерно 50 лет во время великого княжения Ивана III (1462–1505 гг.) и первых лет княжения его сына Василия III (1505–1533 гг.) в основном завершилось объединение русских земель в одном государстве.