1 Основные положения позитивиской модели исторической науки.
2 Особенности распространения позитивиской теории в научных европейских исторических школах.
1.
Позитивизм как научное направление оформился в середине 19 века (как идеология, философия). Позитивизм не только философия Огюста Конта, но и общее направление европейской мысли.
1. Позитивизм связан с успехом естественных наук. В 19 веке – создана логичная научная картина мира, которую мог понять обычный человек. Это знание верно так как его можно использовать на практике и получено оно при помощи труда ученых.
2. Возникновение позитивизма связано с адаптацией идей классической философии Þ создается целостная конструкция, объясняющее устройство мира и ее можно осваивать и дополнять. Новую философскую систему создать не нужно + возможность адаптации вызовов классической философии в отношении исторического познания; историки занимались выявлением источников и изучением фактов, приходил к уверенности в усталости от излишних абстракций.
В обществе европейских стран позитивизм широко распространился; его положение:
1. Отказ от всякой метафизики так как она ставит вопрос на которые нельзя дать ответ и ответ этот не имеет практического значение. Позитивиская философия должна быть научной и этим она отличается от старой философии. Важная фаза современной жизни – это наука.
2. В основе научного познания – факт. Факт – это то, что мы можем зафиксировать опытным путем Þ важная задача ученого – сбор и проверка фактов, обобщение может быть сделано после сбора всех фактов. Итог научного исследования – выведение законов, имеющих универсальный характер для времени и пространства. В основе – причинно-следственные связи. Выведение законов строится в результате изучения фактов. Критерий достоверности – повторяемость Þ необходимо умение зафиксировать типичное в каждом факте. Не существует разницы между изучением общественных и природных процессов. Естествознание более научно так как сам метод и его применение более совершенны нежели у других наук.
Позитивисты позволили себе теоретические вызовы на основе разделения общественных явлений на части и строили причинно-следственные связи в рамках этой части Þ так называемая теория фактов.
Разрыв между позитивистом и классической философией нельзя назвать радикальным так как 1) позитивисты признавали теорию исторического прогресса, хотя и вкладывали в нее свое понимание; 2) требовали прозрачности языка изложения и четкости терминологии Þ возможность получать объективные знания независимо от субъекта познания. Субъективный фактор для них не имел значение. История может быт наукой, но для этого необходимо выполнить необходимые процедуры и возможно будет строить историю того, что ранее оставалось за пределами исследования (история общественных организаций, изобразительного искусства и т.п.) Þ рост интереса к истории.
Основная задача – целостность сюжета Þ историк основывался на ряде недоказанных посылок (познаваемость мира, существование общественных закономерностей, выведение общего из фактов) Þ историк занимался лишь подбором и критикой источников и зависит от факторов изложенных в источниках. Основная задача – сбор фактов.
Историки – позитивисты во второй половине 19 века создали большинство концепций различных периодов мировой истории, которые не потеряли актуальности и сейчас.
2.
во Франции эрудиты и позитивисты сошлись на том, что историк занимается изучением фактов и сотрудничают на этой основе. Эрудиты занимаются политической историей, а позитивисты занимаются историей более широко + у позитивистов – конечная цель восстановление знания- выведение закономерностей.
Одним из основных аналогов позитивизма стал Ипполит Тэн, он был историком литературы и искусства Þ “История английской литературы”, “Философия искусства ”, “Нидерландская история итальянской живописи”. Идеология является экспериментальной история. Он выработал свой научно-психологический метод изучений истории: любое произведение искусства, любая философия определяется расой (этнические особенности), средой (географические и исторические условия) и моментом (произведение искусства – отражение исторической ситуации). Тэн в 19 веке основной литературный критик и историк.
Специалист по истории древнего мира и средневековья – Флостель де Куланж: превращение истории в науку возможно позитивиским путем то есть необходима подготовительная работа “Годы анализа для дня синтеза”. Теория фактов объясняет направленность движения. Он показал возможность научного изучения широких общественных процессов.
Позитивисты этого периода: Лависс и Рамбо, Лангуа и Сеньобога, Габриэль Мано.
В Англии развитие позитивизма шло схожим путем при наличии ряда особенностей: большая научность ® применение достойных методов верификации Þ использование серийных фактов и выведение статистических закономерностей. Наряду со Спенсером и Мидам, известным политиком был Бокль, он желал написать историю мировых цивилизаций ® он запомнился длительным подбором источников и проходит подготовительный этап: изучение языков на которых написаны источники. Он решает, что не сможет написать историю мировых цивилизаций; занимался историей европейских цивилизаций и вновь решает, что один человек этого сделать не в силах. Он занимается историей английской цивилизации и работает 16 – 18 часов в сутки. Вышли лишь несколько томов его произведения. Служение науке оказывается важной составляющей идеологии позитивизма.
Эдуард Тейлор, занимался изучением ИПО; Роджерс: “История сельского хозяйства и церкви”. История построенная на понимании истории в которой доминирует экономический фактор.
Уильем Стеббе “Конституционная история Англии”.
В Германии позитивизм сталкивается с трудностями, это связано с германскими традициями. Против позитивиских идей выступали последователи школы Ранке: факт – явление объективной реальности, но у позитивистов факт – явление серийное, а у историков школы Ранке – факт – явление уникальное. Позитивисты стремились к рациональному объяснению закономерностей и теории фактов. Для последователей Ранке важны история духа и история идей, а позитивисты, по их мнению, принимали духовное начало человека Þ во второй половине 19 века – борьба между классическим немецким историзмом и позитивизмом. Сильно историко-правовое направление, крупный представитель – Георг Людвиг Маурер. Его основная работа посвящена общинной концепции, концепции о марке – “Введение в истории общинного подворного сельского и городского устройства”. Другой представитель – Фридрих фон Гейнц.
Политические направление: 2 школы по критерию политической ориентации авторов:
· сторонники Австрии (И.Г. Дройзен “История элинизма”, Зинмель)
· сторонники Пруссии
Себя проявлял и позитивизм, в качестве позитивистов рассматривались авторы, рассматривающие историю как результат деятельности ряда факторов. Таким автором оказался Карл Лампрехт. В 1891 году – он публикует “История Германии”: в 1 томе он говорит, что наша задача – написание подлинной научной истории, важные изменения в обществе определяются социальной психикой и выражающая в различных формах. Германский народ в развитии прошел несколько стадий, отличился восприятием мира и общественных организаций. 1 стадия – анилизм (вера в душу): догосударственная стадия, общинная собственность на все имущество. 2 стадия – символизм: возникает неравенство. 3 стадия – минизм: возникает государство и индивидуальная собственность. Следующие стадии характеризуются выделением индивидуальных представлений и созданием правового государства. 6 стадия – субъективизм (19 век): идея личной свободы пронизывает все сферы общественной жизни. Эти стадии необходимо синтезировать.
Его критиковали за типологический метод, за отказ от признания уникальности отдельного факта и его внимание к роли экономического фактора. Лампрехт в ответ пишет работу ”Что такое история идей”: он не хотел свести все к животным потребностям, материальные факторы для него важны, но не решающие. Большинство историков не приняло взглядов Лампрехта.
Позитивизм расширил поле деятельности истории, дал новые и сейчас актуальные концепции, но схемы его во многом были примитивны (например, в философии искусства).