Источники экологического права. Под непосредственно источником экологического права понимается официально принятая
Под непосредственно источником экологического права понимается официально принятая форма выражения, а также существующий порядок закрепления норм, относящихся непосредственно к экологическому праву.
К непосредственным источникам описываемого права относятся:
- различного рода нормативно-правовые акты различных госорганов;
- локальные акты, издаваемые муниципальными органами и носящие нормативный характер;
- соответствующие правовые обычаи;
- различные внутригосударственные договоры, как то и соглашения, носящие действительное нормативное содержание;
- международные договоры заключённые государством, и наравне с этим общепризнанные нормы современного международного права.
В то же время классификация источников описываемого права производится в соответствии с данными критериями:
- по юридической силе, которой обладают нормативные акты;
- по предмету, который подлежит регулированию;
- по соответствующему субъекту, естественно нормотворческой деятельности.
Естественно, что в зависимости от своей юридической силы, источники данного права можно разделить на законы и, соответственно, подзаконные акты. Естественно что наивысшей юридической силой в современной российской иерархии законов соответственно обладают Конституция и федеральные законы.
Среди законов, которые не отнесены к разряду конституционных, первоочередной юридической силой владеют кодифицированные акты, также носящие нормативный характер.
В сфере природопользования функционируют следующие акты кодифицированного характера: Земельный кодекс, Лесной кодекс, Водный кодекс.
В сфере охраны природы правовым значением кодифицированного акта непосредственно обладает ФЗ «Об охране окружающей среды»
Упомянутые нормативные акты содержат в себе основную по объему, а также наиболее важную часть соответствующих правовых норм, регулирующих соответственно определенную сферу правоотношений. В то же время в кодексах формулируются основные определения некоторых категорий, которые используются в конкретной отрасли законодательства, и помимо этого закрепляются необходимые принципы регулирующие соответствующую сферу отношений, а также определённые нормы соответствующего действия.
Кроме этого на основе, и соответственно во исполнение соответствующих кодифицированных актов создаются различные отраслевые законы, которые регулируют более узкую группу соответствующих отношений. Означенные акты не должны вступать в противоречие с кодифицированными актами.
Определенно самостоятельное и отдельное место в современной системе источников рассматриваемого права занимают указы, издаваемые Президентом, который является гарантом Конституции и вправе принимать необходимые меры по надлежащему обеспечению независимости и целостности государства.
Следующим звеном в иерархии нормативных актов являются различные подзаконные акты, к числу которых соответственно в первую очередь относят постановления Правительства и разнообразные акты соответствующих федеральных органов исполнительной власти
В зависимости от субъекта нормотворческой деятельности источники рассматриваемого права делятся на федеральные законы и, соответственно, законы и прочие нормативные акты естественно субъектов.
По предмету непосредственного регулирования все имеющиеся источники данного права бывают общими и специальными.
Естественно, что предмет регулирования источников, имеющих общий характер, оказывает действие не только на определенные экологические, но также и прочие общественные отношения. К подобному числу непосредственно общих источников, в частности относятся Конституция, гражданское, административное, уголовное законодательство.
В то же время специальные источники рассматриваемого права включают в себя непосредственно экологическое законодательство, которое регулирует существующие отношения в сфере охраны отдельных видов определённых природных ресурсов.
Кисточникамэкологическогоправа относятся нормативноправовые акты, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие экологические отношения. Исходя из юридической силы актов, предусматривающих правовые нормы, источники экологического права можно разделить на группы. Кактамфедеральныхорганов относятся законы Российской Федерации и подзаконные федеральные акты.
Законы Российской Федерации: а)КонституцияРоссийскойФедерации.Имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории страны. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ; б)актыФедеральногоСобранияРоссийскойФедерации: федеральные конституционные законы. Конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. В течение четырнадцати дней принятый федеральный конституционный закон подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию; федеральные законы. Федеральные законы принимаются Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов Думы и передаются (в течение пяти дней) на рассмотрение Совета Федерации. Принятый федеральный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию; акты Федерального Собрания (декларации, положения, постановления и др.).
Подзаконныефедеральныеакты. указы, распоряжения Президента Российской Федерации; постановления, распоряжения Правительства Российской Федерации;актамсубъектовРоссийскойФедерации относятся законы и подзаконные акты субъектов Российской Федерации. ЗаконысубъектовРоссийскойФедерации:
ПодзаконныеактысубъектовРоссийскойФедерации:
Актыоргановместногосамоуправления- нормативные акты местной администрации, действующие только на территории края, области, города, района, сельской местности. Виды актов местного самоуправления: распоряжения; решения.
ОбщепризнанныепринципыинормымеждународногоправаимеждународныедоговорыРФ, ратифицированные Россией, - составная часть ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (часть четвертая ст. 15 Конституции РФ). ЭкологическоезаконодательствоРФсоставляют: Конституция РФ от 12.12.93; Федеральный закон "О природных лечебных ресурсах, лечебнооздоровительных местностях и курортах" от 23.02.95 № 26-ФЗ; Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" от 14.03.95 (в ред. от 30.12.2001) № 33-ФЗ; Федеральный закон "О животном мире" от 24.04.95 № 52-ФЗ; Федеральный закон "Об экологической экспертизе" от 23.11.95 (в ред. от 15.04.98) № 174-ФЗ;
Федеральный закон "Об использовании атомной энергии" от 21.1 1.95 (в ред. от 28.03.2002) № 170-ФЗ; • Федеральный закон "О континентальном шельфе" от 30.11.95 (в ред. от 30.06.2003) № 187-ФЗ; i/ Закон РФ "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 № 7-ФЗ; Закон РФ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.99 (в ред. от 30.06.2003) № 52-ФЗ; Водный Кодекс РФ от 16.11.95 (в ред. от 30.06.2003); Лесной кодекс РФ от 29.01.97 (в ред. от 25.07.2002); Закон РФ "О недрах" от 21.02.92 (в ред. от 06.06.2003) № 2395-1; Закон РФ "О безопасности" от 05.05.92 (в ред. от 25.07.2002) № 2446-1; другие нормативно-правовые акты.
Важной предпосылкой формирования и становления экологического права в качестве самостоятельной отрасли российского права с точки зрения общей теории права является наличие обширного и кодифицированного экологического законодательства, системы его источников. Она включает многочисленные нормативные акты, которые регулируют использование и охрану окружающей природной среды.
К источникам (формам внешнего выражения) экологического права относятся нормативные акты и международные нормативные договоры.
Основными источниками экологического права являются нормативные акты, принимаемые компетентными государственными органами. Наиболее важные положения по вопросам использования и охраны окружающей природной среды предусмотрены в нормах Конституции РФ.
Она закрепляет право собственности на природные ресурсы в ее различных формах (ст. 9), провозглашает основные экологические права и обязанности граждан РФ (ст. 42, 58). Специальная статья посвящена праву граждан РФ иметь в частной собственности землю и свободно владеть, пользоваться и распоряжаться ею в пределах, установленных законом (ст. 36).
В Конституции определены организационно-правовые основы осуществления экологической функции государства. Ст. 71, 72 и 114 устанавливают компетенцию Российской Федерации и ее субъектов в сфере природопользования и охраны окружающей природной среды, полномочия высших государственных органов по проведению экологической политики.
Особое место в системе экологического законодательства занимают федеральные законы, регулирующие как общие вопросы природопользования и охраны окружающей среды, так и правовой режим отдельных видов природных ресурсов.
К числу первых можно отнести Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды», Федеральный Закон «Об экологической экспертизе» и др. Ведущим нормативным актом является Закон «Об охране окружающей природной среды», который определяет основные направления, принципы и задачи экологической политики государства, правового регулирования экологических отношений, закрепляет механизм осуществления рационального природопользования и охраны окружающей природной среды.
Законами, которые поресурсно регулируют отношения в сфере использования и охраны окружающей среды, являются: Лесной кодекс РФ 1997 г., Водный кодекс РФ 1995 г., Земельный кодекс РСФСР 1991 г., Закон РФ «О недрах» в ред. 1995 г., Федеральные Законы «О животном мире» 1995 г., «Об охране атмосферного воздуха» 1999 г., «Об особо охраняемых природных территориях» 1995 г., «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» 1995 г. и др.
Указанные нормативные акты являются кодифицированными законами, регламентирующими основные вопросы правового положения отдельных видов природных ресурсов, их понятие как объектов правового регулирования, право собственности и право пользования ими, меры охраны и ответственность за нарушение установленных экологических требований.
Нормы указанных законодательных актов конкретизируются в ряде законов федерального уровня: Законе РСФСР «О плате за землю» 1991 г., Федеральных Законах «О континентальном шельфе» 1995 г., «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» 1998 г., «О радиационной безопасности населения» 1996 г., «Об использовании атомной энергии» 1995 г. и др.
В настоящее время находятся в стадии разработки или принятия новые законопроекты экологического характера - о почвах, о растительном мире, новый Земельный кодекс, новая редакция закона об охране окружающей природной среды и др.
Важные нормы, устанавливающие ответственность за экологические правонарушения, содержатся в Гражданском кодексе РФ, Уголовном кодексе РФ, Кодексе РСФСР об административных правонарушениях.
Большой массив нормативных актов в системе экологического законодательства образуют подзаконные акты - указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, инструкции министерств и ведомств, решения органов местного самоуправления. Среди них следует выделить акты, регулирующие использование отдельных видов природных ресурсов, определяющие систему органов государственного экологического управления в сфере использования и охраны земель, лесов, вод, недр и других природных ресурсов, порядок осуществления экологической экспертизы и контроля, ведения государственных кадастров и мониторинга природных ресурсов, исчисления размеров ущерба, причиненного экологическими правонарушениями*.
* Действующие нормативные акты, посвященные этим вопросам, рассматриваются в последующих главах данного учебного пособия применительно к соответствующим видам природных ресурсов.
Существенное значение в регулировании экологических отношений имеют нормы международных договоров Российской Федерации. Ст. 15 Конституции РФ закрепила приоритет международного права над национальным, поэтому на территории Российской Федерации применяются правила международных договоров РФ, даже если внутренним российским правом установлены иные нормы, чем международным договором.
Важное место среди актов международного права занимают документы международных конференций по охране окружающей природной среды, в частности, Стокгольмской 1972 г., Бразильской 1992 г., Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. и др.
Российская Федерация (в том числе в качестве правопреемницы СССР) является участницей многих международных соглашений, касающихся как охраны окружающей среды в целом, так и ее отдельных компонентов, например, Венской конвенции по защите озонового слоя 1985 г., Монреальского протокола по веществам, истощающим озоновый слой 1987 г., Соглашения о сохранении белых медведей 1973 г., Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения 1973 г., Конвенции по защите морской среды района Балтийского моря 1992 г. и др.