Фрагмент из произведения С. Л. Франка «Духовные основы общества».
«…социальная философия должна с самого начала исходить из религиозного убеждения (подтверждаемого историческим опытом и углубленным рассмотрением общественной жизни), что есть вечные, вытекающие из существа человека и общества закономерности, которые человек хотя и может нарушить, но которые он не может нарушать безнаказанно и которые поэтому определяют истинную цель его стремлений. Человек не есть своевольный хозяин своей жизни; он есть свободный исполнитель высших велений, которые вместе с тем суть вечные условия его жизни. И последняя задача социальной философии – найти и определить основные из этих законов»
Вопросы для обсуждения.
1.Какуюконцептуально-теоретическую модель общества использует автор в объяснении общественной жизни?
2.Имеется ли отличие данной философской позиции в понимании общества от взглядов на общественную жизнь, высказанных и обоснованных Гегелем и К.Марксом? Если отличие имеется, то в чем оно состоит?
Отрывок из работы русского философа С.Л. Франка «Собственность и социализм» и ответьте на вопросы.
«Право – производная форма нравственности, приспособленная к мирской стороне человеческой жизни, просвечивание света нравственной жизни в сфере сил внешнего бытия для приспособления его самого к целям внутренней нравственной жизни. Поэтому в интересах свободной, извнутри человека вырастающей нравственной жизни человек, чтобы не быть задавленным силами хаотической животности, должен подчинять себя отвлеченно-общим, для всех одинаковым правилам, осуществление которых при этом не ожидает свободного нравственного согласия всех, а в отношении непокорных поддерживается внешней и даже чисто физической силой. Но этот порядок не может быть наложен на человека извне; он сам свободно налагает его на себя. И так как, с другой стороны, цель этого порядка – создание внешних условий для свободной внутренней нравственной жизни, то этот порядок прежде всего направлен на ограждение свободы человека. Свобода человека есть и условие правового порядка, и его задача».
Вопросы для обсуждения.
1.Можно ли согласиться с мнением автора, что право является производной формой нравственности? Обоснуйте свою позицию.
2.Имеется ли связь правового порядка с интересами тех политических сил, которым принадлежит политическая власть в данном обществе?
Отрывок из учебника известного польского социального философа и социолога Петра Штомпки «Социология. Анализ современного общества», в котором дается характеристика идеологии как одной из составных частей общественного сознания.
«В силу своей тесной связи с жизненными интересами людских групп и их коллективной идентичностью идеология вызывает особенно сильные эмоции и мобилизует к действию. Она оказывается в основе многих проявлений коллективного поведения – бунтов, манифестаций, демонстраций. Она также является основной силой, интегрирующей социальные движения и придающей им ускорение в борьбе за социальные изменения. Из-за многочисленности групп и расхождения групповых интересов идеологии становятся ареной сильных столкновений и конфликтов. Несмотря на дважды прозвучавшие декларации о прекращении идеологических споров – первой, которая содержалась в тезисе о «конце идеологий» в теории постиндустриального общества Даниела Белла, и второй – в заявлении о «конце истории» Френсиса Фукиямы, выражавшем победоносные настроения после падения коммунизма, идеологические споры не уменьшаются по крайней мере за последнее время».
Вопросы для обсуждения.
1.Согласны ли Вы с оценкой автором большой значимости идеологии в жизни современного общества?
2. Сохранится ли идеология как составная часть общественного сознания в мире, в котором набирают силу процессы глобализации, формируется единое человеческое сообщество? Если идеология сохранится, то в каких формах она будет существовать и чьи интересы выражать?
Семинар.
Философия истории.
Вопросы для самопроверки.
1. Закономерности развития общества (формация и цивилизация).
2.Субъекты и движущие силы истории.
3.Будущее человечества: перспективы исторического развития в современных футурологических концепциях.
4.Место и роль России в мировом сообществе: проблема самоопределения.