Основным элементом технической эксплуатации жилых зданий, обеспечивающим наибольшую безотказность их конструкций и инженерного оборудования, является система планово-предупредительных ремонтов (ППР). Сроки проведения каждого из видов ремонта в этой системе должны соответствовать времени начала роста интенсивности отказов банной конструкции, прибора, оборудования. Но даже при таком соответствии всегда имеется, хотя и малая, вероятность отказа элемента здания, т. е. система ППР не полностью исключает отказы конструкций и оборудования здания. При этом вероятность отказа зависит не только от факторов нормального старения конструкций, но может быть вызвано и случайными обстоятельствами (например, недопустимым повышением давления в системах отопления холодного и горячего водоснабжения и др.).
Для своевременного устранения отказов оборудования, выполнения аварийных непредвиденных работ и заявок населения, а также для оперативного управления процессом технической эксплуатации жилых зданий в жилищном хозяйстве функционирует сеть аварийных и диспетчерских служб.
Диспетчерские системы представляют собой так называемые системы массового обслуживания. Теория массового обслуживания как одно из направлений теории вероятности начала развиваться в начале двадцатого века применительно к проблемам обслуживания абонентов телефонных станций.
Ценность теории массового обслуживания заключается в ее практическом использовании (порты, столовые самообслуживания, аэродромы, дорожное движение, диспетчерские системы и т. д.).
Теория массового обслуживания изучает процессы, в которых, с одной стороны, рассматриваются запросы на выполнение каких-либо требований на обслуживание, а с другой, изучаются возможности по их удовлетворению.
Основу системы составляет входящий и выходящий потоки вызовов (заявок).
Схема функционирования ОДС представляет собой сложную систему массового обслуживания, состоящую из нескольких составных частей. Рассмотрим процесс поступления, приема и обработки информации в ОДС.
Поток включает сообщения от датчиков, установленных на инженерном оборудовании; переговорных устройств, находящихся в подъездах жилых домов и лифтах; по городскому телефону. Поток вызовов x1 можно разделить на две части: одна носит информационный характер, а другая содержит информацию о возникших аварийных состояниях и неисправностях на контролируемом инженерном оборудовании. Первичный поток вызовов классифицирует диспетчер в течение рабочей смены. Поток вызовов x2 содержит информацию о неисправностях оборудования, для ремонта которого привлекают дежурный персонал различных специальностей (сантехников, электриков, электромехаников по лифтам и т. д.), а также используют для выполнения ремонтных работ необходимое оборудование, запасные части, инструменты и т. д. Следовательно, x1>x2, т. е. поток вызовов больше потока заявок на обслуживание.
Обеспечение четкого функционирования ОДС зависит от ряда условий:
- величина информационного потока x1 не должна превышать допустимой нагрузки на одного диспетчера ОДС, иначе говоря, возможности диспетчерского персонала по восприятию поступающего на пульт потока вызовов:
- если принять, что образование очереди при поступлении потока вызовов не допускаются, то x1 в основном зависит от площади территории микрорайона S обслуживаемой ОДС и численности контролируемого инженерного оборудования.
В ОДС должны быть столько дежурного персонала различных специальностей, сколько необходимо для выполнения работ в нормативные сроки при минимальной очереди на обслуживание.
Интенсивность поступления вызовов (заявок) к диспетчеру можно условно разбить на четыре периода: первый – с 6 до 12-13 ч.; второй – с 12-13 до 15-16 ч.; третий – с 15-16 до 23 ч. И четвертый с 23 до 6 ч утра.
В течение первого периода число поступающих к диспетчеру вызовов возрастает, что связано с началом пользования коммунальными услугами и проверкой технических средств связи персоналом ОДС. Во второй период интенсивность поступления сигналов резко падает. В вечернее время (третий период) поступление заявок возрастает. Во время четвертого периода вызовы к диспетчеру носят эпизодический характер, однако требуют особого внимания, так как в основном могут быть связаны с необходимостью ликвидации серьезных аварий и неисправностью.
Объединенные диспетчерские системы (ОДС) микрорайонов обеспечивают не только возможность жителям сообщать диспетчеру о проблемах, возникающих в доме, но позволяют с диспетчерского пульта контролировать технологические параметры инженерных систем и оборудования.
Актуальность установления рациональных площадей микрорайонов, обслуживаемых ОДС, вызвана тем, что диспетчерские системы следует рассматривать как элемент управления жилищным хозяйством. Определение экономически и организационно целесообразной площади обслуживания одной ОДС позволяет решать вопросы и о рациональных границах низовых управляющих компаний, а также принимать решения о границах территорий первичных муниципальных образований.
Размещение диспетчерского пункта в микрорайоне является важным моментом на стадии проектирования ОДС. Рациональное его расположение позволяет сократить протяженность линий связи за счет их рациональной прокладки и обеспечить удобство обслуживания установленного в домах оборудования и минимальное время прибытия дежурного персонала к месту заявки или аварийной ситуации. Своевременное принятие мер позволит не только сократить затраты на восстановления оборудования, но и в ряде случаев предотвратит возможность несчастных случаев.