Мы провели собственное исследование о влиянии личных предпочтений, мотивов и ближайшего окружения на выбор специальности школьниками старших классов г. Ульяновска, опросив 242 учащихся 10-11 классов школ г.Ульяновска, 37 учащихся школ области и 51 родителя. В опросе приняли участие ребята из классов различных профилей: социально-гуманитарного, естественно-научного, общеобразовательного.
Итак, исследования показали, что компьютерная грамотность учащихся достаточно высока. Среди опрошенных 81% являются уверенными пользователями, 9% - только начинают приобретать навыки работы с компьютером, а 10% в этом вопросе считают себя профессионалами.
Примечательно, что абсолютное большинство располагает персональным компьютером и выходом в Интернет – 92 %. При этом более половины из опрошенных (58 %) регулярно выходят в Интернет.
Многие абитуриенты к моменту окончания школы уже знают, какую профессию они хотят получить (75%). Вот рейтинг наиболее популярных профессий у школьников. Самые популярные - профессии экономиста, бухгалтера, финансиста (16,5%), менеджера (12,4%) и инженера (10,2%) (см. диаграмма 1).
Профессия программиста в этом рейтинге занимает 5 место (8,9 %).
Как видите, уже исходя из этих данных можно сделать вывод, что школьники при выборе профессии во многом руководствуются стереотипами. Поэтому их представления о востребованности профессий часто прямо противоположны реальной ситуации на рынке труда.
Что касается выбора учебного заведения, он зависит от источников информации, которые получают абитуриенты. Старшеклассники доверяют им неодинаково. Самые достоверные - информационные издания и Интернет-сайты вузов, специализированные образовательные СМИ и справочная литература. Сообщения из прессы, телевидения и справочных Интернет-сайтов абитуриенты тоже используют, но в основном перепроверяют. Меньше всего доверяют наружной рекламе, Интернет-блогам и форумам. Среди источников информации о вузах в традиционных лидерах стоят советы родственников, друзей и знакомых, однако полностью доверять им старшеклассники не склонны.
Собственные Интернет-сайты вузов считают основным источником информации 43,8% абитуриентов; используют, но полагают, что информации явно недостаточно для формирования представления об учебном заведении 39,8%; не используют, так как находят более эффективные способы получения информации 13,4%; 3% не ответили на вопрос.
Диаграмма 1. Выбор профессии выпускниками школ
Интересно узнать мнение о формах профориентационной работы. Самые востребованные - встречи с представителями вузов на базе школы (62,2%). Далее следуют участие школьников в предметных олимпиадах, проводимых вузами (29,8%), распространение в школах рекламных материалов вузов (8%).(см. диаграмма 2).
Диаграмма 2. Формы профориентационной работы
Учащимся был задан открытый вопрос, какую форму работы они бы предложили. Оказалось, что многим абитуриентам нравится такая форма мероприятия, как мастер-класс.
Самые эффективные информационные каналы между абитуриентами и вузом по результатам исследования - Дни открытых дверей, информационные встречи в школе с представителями ВУЗов, приемной комиссии, предметные олимпиады, мастер-классы. Интересно, что выставки образовательных услуг не пользуются популярностью у школьников и менее востребованными становятся подготовительные курсы.
На вопрос, с какими представителями вуза старшеклассники общаются чаще всего для получения информации об учебном заведении, безусловным лидером стал ответ студенты (78%), далее преподаватели (15%), сотрудники приёмной комиссии (6%) и ректор (1%) (см. диаграмма 3).
Диаграмма 3.С какими представителями вуза старшеклассники
общаются чаще всего
Получая информацию о вузе, абитуриенты в первую очередь интересуются перечнем факультетов, специальностей и направлений подготовки (86%). Далее интерес представляет стоимость (28,7%) и формы (22,6%) обучения. Иногородних, интересует вопрос о предоставлении мест, стоимости и условиях проживания в общежитиях (10,4%). Международные связи вуза в фокусе внимания 17,4% старшеклассников, что, видимо, объясняется повышенным интересом к возможностям участия в процессах академической мобильности. Техническое оснащение и бытовые условия важны для 14,8% опрошенных, а 18,3% принимают в расчет месторасположение вуза.
Итак,проведённое нами исследование свидетельствуют о необходимости усиления профориентационной работы и поиска новых форм ее реализации. Результаты анкетирования позволяют выявить наиболее эффективные источники информирования абитуриентов как о рынке образовательных услуг, так и о рынке труда. При анализе ситуации и оценки жизненных планов абитуриентов можно отметить, что намерения выпускников школ должны быть в большей степени ориентированы на получение специальностей, востребованных на рынке труда, как в ближайшей, так и в долгосрочной перспективе.
Опрос среди родителей помог нам выявить следующие данные:
Так же как и дети, родители предпочитают получать информацию о вузе с Интернет-сайтов вузов(37%).
Вопрос о формах профориентационной работы, в которых принимал участие их ребёнок, чаще всего пропускали, это может свидетельствовать о том, что не все родители в курсе, какая профориентационная деятельность ведётся. Среди тех, кто отвечал, преобладал ответ – встреча со студентами в школе, а так же участие в профориентационном тестировании.
На вопрос об их личном влиянии на выбор будущей профессии ребёнка - 54% ответили, что влияют, 29% - не влияют и 17% затруднились ответить на этот вопрос.
Среди наиболее предпочитаемых профессий, которые родители выбирают для детей, преобладали ответы – бухгалтер, врач, менеджер, инженер, экономист, программист. Многие данный вопрос пропустили.