Комплексное управление природопользованием - скоординированное взаимодействие органов власти и специально уполномоченных государственных органов Российской Федерации в сфере охраны окружающей природной среды, направленное на формирование и практическую реализацию единых межведомственных принципов в природопользовании.
При комплексном управлении природопользованием реализуется экосистемный подходов при использовании отдельных видов природных ресурсов из природно-ресурсного потенциала территории. При этом выявляются и соблюдаются экологические требования, экологические ограниченияи экологические приоритетыс целью создания условий для устойчивого экологически безопасного социально-экономического развития. Экологические требования - закрепленные в законодательных и иных нормативно-правовых актах федерального и областного уровней процедурные правила организации и ведения хозяйственной и иной деятельности, связанной с использованием природных ресурсов и/или воздействием на окружающую среду. Экологические ограничения - устанавливаемая на федеральном и областном уровнях система норм, нормативов, регламентов и правил природопользования, лимитов и других ограничителей, представляющих собой научно обоснованные количественные границы свойств и характеристик окружающей среды, которые в совокупности обеспечивают ее благоприятное для жизнедеятельности состояние. (Аналог мелиоративного режима в природообустройстве).Экологическая безопасность - защищенность жизненно важных интересов личности, общества, окружающей среды от угроз, возникающих в результате антропогенных и природных воздействий на окружающую среду, в том числе обусловленных бедствиями и катастрофами, включая стихийные.
Функция управления - это постоянное направление деятельности по обеспечению охраны окружающей среды и рационального природопользования. К таким функциям относятся: - подзаконное нормотворчество; - создание системы органов управления в сфере взаимодействия общества и природы; - координация деятельности по управлению природопользованием и охраной окружающей среды; - экологическое планирование;- экологическое нормирование - экотехническая регламентация - экологическая стандартизация - оценка воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду; - экологическая экспертиза; - экологическое лицензирование - экологическая сертификация; - экологический аудит; - экологический мониторинг (наблюдение за состоянием окружающей среды);
Отраслевое (ведомственное) управление природопользованием и охраной окружающей среды осуществляется министерствами, государственными комитетами, федеральными службами в пределах своей отрасли или сферы деятельности, если такая деятельность связана с природопользованием или вредным воздействием на окружающую среду. Для того чтобы обеспечить эффективность природоохранных мероприятий, необходимо, во-первых, использовать территориальный подход при решении экологических проблем; во-вторых, применить системный подход и структурировать региональные проблемы охраны окружающей среды; в-третьих, провести экспертные оценки на целевой стадии разработки той или иной экологической программы; в-четвертых, осуществить экономическую оценку предотвращаемого ущерба от реализации природоохранных мероприятий; в-пятых, экономическую эффективность мероприятий по охране окружающей среды отразить в системе показателей; в-шестых, осуществить оптимизацию набора краткосрочных природоохранных мероприятий.
При решении территориальных проблем охраны окружающей природной среды целесообразно выделить три основные группы разработок: 1) отраслевые рабочие программы природоохранных мероприятий с разбивкой по районам; 2) схемы мероприятий по охране определенного природного ресурса или компонента природной среды; 3) комплексные схемы охраны природы. Все это вместе взятое позволяет осуществить всесторонний учет социально-эколого-экономических аспектов при принятии решений. · При оценке экономической эффективности природоохранных мероприятий экономисты предлагают использовать такие показатели, как рентабельность инвестиций, срок окупаемости природоохранного мероприятия, чистый дисконтированный доход (ЧДД), индекс доходности (ИД).
· Выбор оптимального набора природоохранных мероприятий базируется на экономико-математической модели с булевыми переменными. Для решения данной задачи весьма эффективным является применение метода Фора и Мальгранжа.