Оценка воздействия на окружающую среду — это процесс, в ходе которого принимается экологически направленное решение о возможности проведения планируемой хозяйственной деятельности. В течение этого процесса определяются вероятные неблагоприятные воздействия и возможные экологические последствия, а также разрабатываются меры по их предотвращению или уменьшению. В основу проведения ОВОС положен принцип вероятности потенциальной экологической угрозы какой-либо хозяйственной или другой деятельности. Обязательна оценка каждого этапа документации проводимых работ, до её подачи на государственную экологическую экспертизу. В процедуре ОВОС участвуют заказчик, исполнитель работ по оценке воздействия и общественность.
Заказчик — юридическое или физическое лицо, отвечающее за подготовку документации по намечаемой деятельности в соответствии с нормативными требованиями, предъявляемыми к данному виду деятельности на экологическую экспертизу.
Исполнитель работ по оценке воздействия на окружающую среду — физическое или юридическое лицо, осуществляющее проведение оценки воздействия на окружающую среду, которому заказчик предоставил право на проведение работ по оценке воздействия на окружающую среду. Исполнитель отвечает за полноту и достоверность оценок, соответствие их экологическим нормативам и стандартам.
Этапы проведения ОВОС
Скрининг (screеning), в рамках которого определяется, необходимо ли оценивать проект с точки зрения воздействия на окружающую среду и насколько детально.
Скоппинг (scopping) — выявление проблем и сфер влияния, которые представляются важными, а также установление источников информации для ОВОС
Оценка альтернативных проектов, в результате которой выявляется наиболее предпочтительный, благоприятный для окружающей среды способ достижения заявленных в проекте целей
Оценка воздействия — определение и прогнозирование степени экологического, биологического и социального влияния проекта
ОВОС включает:
определение ресурсного потенциала территорий и фонового состояния окружающей среды;
разработку программы ОВОС;
оценку альтернативных вариантов строительства или хозяйственной деятельности;
оценку величины и продолжительности потенциального воздействия проекта на окружающую среду;
мониторинг воздействия реализации проекта на окружающую среду;
разработку мер и мероприятий по снижению уровня воздействия на окружающую среду;
общественные слушания [2] и экологическую экспертизу
подготовку отчетов по анализу воздействия проекта на окружающую среду.
Главной целью введения ОВОС в процесс проектирования является создание условий для:
(1) всестороннего рассмотрения всех предполагаемых преимуществ и потерь экологического, экономического и социального характера, связанных с хозяйственным развитием;
(г) выработке эффективных мер по снижению уровня вынужденных неблагоприятных воздействий на окружающую среду до незначимого или приемлемого уровня.
27 Этапы проведения ОВОС
Появление идеи ОВОС обусловлено объективными причинами заинтересованностью людей в такой организации хозяйственной деятельности на территории, которая позволяла бы сохранить среду обитания и не подрывать основу существования человека как биологического организма, социального индивида и духовной личности. Следовательно, цель проведения ОВОС состоит в подготовке экологически обеспеченных хозяйственных и иных решений. Цель - нечто, увязанное со временем и измеримое в смысле состояния. Достижение сформулированной цели проведения ОВОС объективно работает на всех участников системы принятия решений и обеспечивается решением следующих задач. Задача - цель, обеспеченная средствами.
Процесс оценки воздействия на окружающую среду включает четыре этапа: 1) уведомление, предварительная оценка и составление технического задания на проведение оценки воздействия на окружающую среду. В ходе первого этапа заказчик: - подготавливает и представляет в органы власти материалы, содержащие общее описание намечаемой деятельности; цели ее реализации; возможные альтернативы; описание условий ее реализации; другую информацию, предусмотренную действующими нормативными документами; - информирует общественность о намечаемой деятельности через средства массовой информации; - проводит предварительную оценку воздействия на окружающую среду; - проводит предварительные консультации с целью определения участников процесса оценки воздействия на окружающую среду, в том числе заинтересованной общественности; 2) проведение исследований по оценке воздействия на окружающую среду и подготовка предварительного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду; 3) ознакомление общественности с предварительным вариантом материалов по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности и представление замечаний; 4) подготовка окончательного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду. Цель и задачи проведения ОВОС.
ОВОС включает:
· определение ресурсного потенциала территорий и фонового состояния окружающей среды;
· разработку программы ОВОС;
· оценку альтернативных вариантов строительства или хозяйственной деятельности;
· оценку величины и продолжительности потенциального воздействия проекта на окружающую среду;
· мониторинг воздействия реализации проекта на окружающую среду;
· разработку мер и мероприятий по снижению уровня воздействия на окружающую среду;
· общественные слушания и экологическую экспертизу;
· подготовку отчетов по анализу воздействия проекта на окружающую среду.В окончательный вариант материалов по ОВОС должны включаться протоколы общественных слушаний. При проведении ОВОС следует руководствоваться следующими основными принципами:
1) соучастия общественности, что является главным условием проведения ОВОС при подготовке и принятии решений о хозяйственном развитии, осуществление которых окажет или может оказать воздействие на окружающую среду. При этом смысл соучастия заключается в причастности к выработке решений, а не в "участии в кампании";
2) открытости экологической информации - при подготовке решений о реализации хозяйственной деятельности используемая экологическая информация должна быть доступна для всех заинтересованных сторон;
3) упреждения - процесс ОВОС должен проводиться начиная с ранних стадий подготовки решений по объекту вплоть до их принятия;
4) альтернативности и вариантности - в процессе подготовки решений о реализации намечаемой хозяйственной деятельности должны рассматриваться все возможные альтернативы (и варианты каждой из альтернатив) для того, чтобы существовала возможность выбора наиболее приемлемых из них с учетом возможных неблагоприятных последствий их осуществления;
5) интеграции, что означает, что все аспекты осуществления намечаемой деятельности (социальные, экономические, медико-биологические, демографические, технологические, технические, природно-климатические, нравственные, природоохранные, инженерные, архитектурно-планировочные и др.) должны рассматриваться во взаимосвязи;
6) разумной детализации - исследования в рамках ОВОС должны проводиться с такой степенью детализации, которая соответствует значимости возможных неблагоприятных последствий реализации проекта хозяйственной деятельности;
7) последовательности действий - при проведении ОВОС должна строго выполняться последовательность действий в осуществлении этапов, процедур и операций.
Очевидно, что указанные принципы проведения ОВОС базируются на более широких концептуальных посылках регулирования природопользования и охраны окружающей среды.