Одним из динамично развивающихся сегодня рынков является рынок йогуртного продукта. Он вкусный, сытный, относительно недорогой, поэтому является популярным у потребителей. Сегодня в Беларуси производством йогуртного продукта занимаются множество предприятий. Поэтому на нем наблюдается довольно высокий уровень конкуренции.
Согласно проведенному опросу (анкета, Приложение В), покупателями йогуртного продукта являются 100 % респондентов. Основными аргументами в пользу покупки данного продукта служат то, что йогуртный продукт вкусная, быстрая и сытная еда, имеющая длительный срок хранения.
Также, проводя исследования в виде опроса покупателей, была выявлена частота покупки йогуртного продукта. Каждый день йогуртный продукт покупает всего лишь 1 % опрошенный, 3 % опрошенных покупателей приобретают йогуртный продукт 4—6 раз в неделю, 16 % покупателей приобретают йогуртный продукт всего лишь 2—3 раза в неделю, 27 % респондентов покупают йогуртный продукт 1 раз в месяц, 20 % опрошенных приобретают — всего лишь 2—3 раза в месяц, 16 % опрошенных покупателей приобретают его один раз в месяц, 17 % опрошенных покупателей приобретают йогуртный продукт реже одного раза в месяц, так как очень скептически относятся к данному продукту и употребляют его крайне редко.
На рисунке 3 схематически представлен опрос покупателей по частоте покупки йогуртного продукта.
Рисунок 3 — Частота покупки йогуртного продукта, % от числа покупателей
На вопрос: «Как долго вы употребляете йогуртный продукт?» 14 % респондентов употребляют до 1 года. 46 % употребляют от 1 года до 3 лет. 28 % —от 3 до 5 лет. 10 % респондентов ответило что от 5 до 7 лет. И всего лишь 2 % респондентов употребляют свыше 7 лет. Одним из показателей успешности продукции на рынке является уровень известности марки/производителя. По результатам опроса минским потребителям наиболее известные марки: «Савушкин», «Эрмигурт» и «Кампина».
На вопрос: « За что Вам нравится йогуртный продукт?» 10 % респондентов ответило, что это достаточно сытно и легко усвояемо. 47 % считают, что это более дешевый продукт, ничем не уступающий другим молочным товарам. 43 % респондентов выбирают его за долгое хранение. В целом можно увидеть на рисунке 4.
Рисунок 4 — За что нравится йогуртный продукт, % от числа покупателей
При выборе йогуртного продукта так же имеется предпочтение торговых марок. 18 % респондентов предпочитают «Кампина», 15 % — «Услада», 14 % — «Эрманн», 40 % — «Савушкин», 5 % — «ГМЗ № 1», 8 % — другое. Все это представлено на рисунке 5.
Рисунок 5 — Предпочтение марок йогуртного продукта, % от числа покупателей
Для получения более объективной оценки были проанализированы факторы, которыми потребитель руководствуется при выборе йогуртного продукта. При выборе йогуртного продукта основное внимание респонденты обращают на вкус продукта 29,4 % назвали именно этот фактор. Для 28,4 % важен состав йогуртного продукта, 20,3 % обращают внимание на цену продукта. Кроме того, значительная доля потребителей при выборе товара особое внимание обращают на известность марки (15,4 %), советы продавцов (4,3 %), яркость упаковки (2,1 %). В целом ранжирование факторов потребителями показано на рисунке 6.
Рисунок 6 — Факторы, влияющие на покупку йогуртного продукта, % от числа покупателей
При выборе йогуртного продукта разделение респондентов пришлось на выбор вкусов йогуртного продукта. Ванильный вкус предпочитают 8 % респондентов. Клубничный — 13 %, вишневый — 10 %, абрикос — 23 %, лесная ягода — 35 %, персик — 5 %, другое — 6 %. Более наглядно это видно на рисунке 7.
Рисунок 7 — Йогуртный продукт каких вкусов наиболее предпочтительнее
При выборе места покупки йогуртного продукта для большинства респондентов является стоимость товара 23 %. Близость расположения к дому и работе по 20 % респондентов. Уровень обслуживания — 10 %, стабильность наличия йогуртного продукта — 11 %. Ассортимент йогуртного продукта — 16 %.
Если в близи нет в продаже любимых видов йогуртного продукта, то продолжат поиски 12 % респондентов. Выберут другой — 47 %, временно откажутся от покупки — 25 %, другое — 16 %.
Целью покупки йогуртного продукта является здоровое питание и диета для 36 % респондентов. просто вкусная еда — 25 %, удобно — 26 %, полезно — 10%, другое — 3%. Более наглядно это представлено на рисунке 8.
Рисунок 8 — Цель покупки йогуртного продукта
Устраивает ли вас ассортимент йогуртного продукта в «Простор-Трейд»? Положительно ответили 89 % респондентов. Для 11 % ассортимент не устраивает. Чаще всего йогуртный продукт приобретают в магазинах возле дома — 51 %, в супермаркетах — 40 % респондентов, в павильонах — 8 %, на рынке — 1 % респондентов.
Больше половины покупателей йогуртного продукта составляют женщины — 53,2 %, доля мужчин равна 46,8 %. Наиболее активными покупателями йогуртного продукта являются молодые и пожилые люди, именно они чаще всего приобретают данный вид продукции. До 18 лет —17 %, 18—23 лет — 21 %, 23—35 лет — 15 %, 35—45 лет — 10 %, 45—55лет — 12 %, более 55 лет — 25 %. Возраст респондента показан на рисунке 9.