Огромная численность населения, сравнительно низкая обеспеченность природными ресурсами в расчёте на человека, низкий уровень экономического и научно-технического развития — таковы объективные условия, сопровождающие процесс модернизации Китая. Ход социально-экономического развития с конца 70-х гг., приведший к быстрому росту народонаселения, ускоренному развитию экономики и повышению потребительского спроса, обострил напряжённость в ресурсоснабжении и экологическом балансе. В этих условиях выбор правильной стратегии развития стал актуальной задачей, касающейся существования современных и будущих поколений китайцев.
Китайское правительство придаёт исключительно важное значение экологической проблеме, обострившейся на фоне роста народонаселения и масштабов экономики. Оно рассматривает правильное решение этой проблемы как важный аспект повышения уровня и качества жизни людей. В целях гармоничного развития экономики, общества и окружающей среды в 80-х гг. в Китае был разработан целый ряд курсовых и политических установок, законов и правил, нацеленных на охрану окружающей среды.
— Охрана окружающей среды провозглашена одной из фунта медальных политических установок Китая. Китайское правительство твёрдо и неукоснительно проводит в жизнь эту политическую установку, понимая всю важность предотвращения загрязнения экологии и рационального пользования природными ресурсами для глобальных и перспективных интересов государства.
— Разработаны три важные политические установки: первая требует при разработке народнохозяйственных планов теснейшим образом увязывать экономическое развитие, городское и сельское строительство с экологическими мероприятиями; вторая установка требует учитывать как экономический и социальный, так и экологический эффект при общей оценки эффективности работы; третья установка предусматривает сочетать профилактику с ликвидацией последствий при сохранении приоритета профилактики, проводить принцип<<загрязнение устраняет виновник>>и усиливать контроль за состоянием окружающей среды.
— Чтобы поставить охрану окружающей среды на правовую основу, разработаны и проводятся в жизни законы и нормативные акты, непрерывно совершенствуется вся правовая система в этой области, предпринимаются меры по усилению надзора за неукоснительным соблюдением законов и нормативных актов.
— Из года в год мероприятия по охране окружающей среды неизменно включаются в планы социально-экономического развития, на них распространяется макрорегулирование и макроконтроль государства, постепенно растут бюджетные ассигнования в эту область. Таким образом, охрана окружающей среды стала одной из равноправных и очень важных отраслей, обеспечено её полнокровное развитие в координации с другими отраслями народного хозяйства.
— При правительствах разных ступеней созданы специальные органы, на основе которых сформировалась сравнительно целостная система охраны окружающей среды. Благодаря этому в полной мере выявлена их роль в управлении и контроле за состоянием окружающей среды.
— Поэтапно сформирована сеть научно-исследовательских учреждений по вопросам экологии, усилены фундаментальные исследования, ускорены шаги научно-технического процесса, мобилизованы силы на выполнение наиболее важных научных тем, разработаны и внедрены научные изыскания прикладного характера в области ликвидации и предотвращения загрязнения среды. Все это стимулировало развитие дела охраны окружающей среды.
— В сферах пропаганды и просвещения широко пропагандируются экологические знания с тем, чтобы повысить уровень осведомленности и чувство ответственности людей, в средних и начальных школах введен курс по охране окружающей среды, развивается экологическое обучение, как работающего персонала, так и будущих специалистов, ведется подготовка научных и управленческих кадров.
— В сфере международного сотрудничества Китай активно ведет обмен и сотрудничество с другими странами и международными организациями по вопросам среды и развития; со всей серьёзностью выполняет международные соглашения, прилагает усилия к выявлению роли Китая в мировой экологической службе.
В 90-х гг. на мировом уровне сделан важный шаг на пути к решению проблемы среды и развития. Состоявшаяся в июне 1992 г. вскоре после Конференции ООН по окружающей среде и развитию выдвинула в качестве совместной стратегии доктрину продолжительного развития. Эта стратегия получила одобрение правительства всех стран-участниц Конференции.
В августе 1992 г. вскоре после Конференции ООН по окружающей среде и развитию китайское правительство разработало 10 политических установок, касающихся окружающей среды и развития в Китае. При этом ого чётко указало, что неизбежным выбором для Китая на современном этапе и в будущем должна стать страдегия, гарантирующая продолжительное развитие.
В марте 1994 г. китайское правительство обнародовало белую книгу «Народонаселение, окружающая среда и развитие Китая в XXI в.», в которой изложены генеральная стратегия, политические установки и программа действий, нацеленные на продолжительное развитие Китая с учётом его конкретной действительности.
Состоявшаяся в марте 1996 г. 4-я сессия Всекитайского Собрания народных представителей (ВСНП) 8-ого созыва утвердила «Девятый пятилетний план народнохозяйственного и социального развития и перспективно-целевую программу до 2010 г.». В этом документе претворение в жизнь стратегии продолжительного развития рассматривается как важное условие для модернизации Китая. Таким образом избранная стратегия уже органически вписалась в экономические и социальные процессы, происходящие в Китае.