Указанной проблеме в ГК посвящена только одна статья, в которой, по сути, определены:
- круг субъектов, на которых может распространяться данная процедура, - юридическое лицо, являющееся коммер ческой организацией, за исключением казенного предприятия, а также юридическое лицо, действующее в форме потреби тельского кооператива, благотворительного или иного фонда;
- орган, который может признать юридическое лицо эко номически несостоятельным (банкротом), - суд;
- основание для такого признания: юридическое лицо не в состоянии удовлетворить требования кредиторов.
Признание юридического лица экономически несостоятельным (банкротом) влечет его санацию, а при невозможности или отсутствии оснований для продолжения деятельности -ликвидацию.
В настоящее время основания признания судом юридического лица экономически несостоятельным (банкротом), порядок его санации или ликвидации устанавливаются Законом «Об экономической несостоятельности (банкротстве)», а также Указом Президента Республики Беларусь от 12 ноября 2003 г. № 508 «О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротства)» '.
Участие Республики Беларусь
И административно-территориальных единиц
В отношениях, регулируемых гражданским
Законодательством
Включение Республики Беларусь и административно-территориальных единиц в число субъектов гражданского права (п. 3 ст. 1 ГК) означает, что и на указанные субъекты, несмотря на их специфичность, в равной мере распространяются общие начала гражданского законодательства, прежде всего принцип равенства участников гражданских правоотношений. В ст. 124 1 НРПА. 2003. № 127. 1/5058, 2004. № 137. 1/5799.
ГК определено, что Республика Беларусь, административно-территориальные единицы участвуют в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных с иными участниками этих отношений - физическими и юридическими
лицами.
К Республике Беларусь и административно-территориальным единицам как участникам гражданско-правовых отношений применяются нормы, определяющие участие юридического лица в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из законодательства или особенностей данных субъектов.
Однако Республика Беларусь и административно-территориальные единицы юридическими лицами не являются в силу только им присущих индивидуальных признаков и особенностей.
Именно в связи с этим, с одной стороны, многие нормы ГК, определяющие правосубъектность юридического лица, неприменимы к Республике Беларусь как суверенному государству (порядок образования, реорганизации, прекращения деятельности и т.п.). С другой стороны, только Республика Беларусь как субъект правоотношений может обладать рядом прав, которых не могут иметь юридические лица (например, право собственности на объекты, которые могут принадлежать исключительно государству).
Осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде от имени Республики Беларусь могут государственные органы в рамках компетенции, установленной актами, определяющими статус данных органов. На республиканском уровне в качестве таковых могут выступать как Президент Республики Беларусь, Национальное собрание Республики Беларусь, Правительство Республики Беларусь, так и специально уполномоченные на то министерства и иные республиканские органы государственного управления (чаще всего эти функции возлагаются на министерства финансов и экономики).
От имени административно-территориальных единиц аналогичные действия могут совершать органы местного управления и самоуправления в рамках предоставленной им для этого компетенции, особенно с учетом расширения этой компетенции Законом «О местном управлении и самоуправлении».
Республика Беларусь и административно-территориальные единицы вправе участвовать в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, не только посредством перечисленных выше органов государственной власти. В случаях и порядке, предусмотренных законодательством, от имени Республики Беларусь и административно-территориальных единиц по их специальному поручению могут выступать иные государственные органы, не упомянутые в ст. 125 ГК, а также юридические лица и граждане.
Отношения, регулируемые гражданским законодательством, в которые в качестве субъектов вступают Республика Беларусь и административно-территориальные единицы, разнообразны.
Важнейшее место среди них занимают отношения собственности. Государственная собственность является основой участия государства и административно-территориальных единиц как субъектов гражданского права в имущественном обороте.
Выступая в качестве собственников своего имущества, и Республика Беларусь, и административно-территориальные единицы отделены как друг от друга, так и от созданных ими юридических лиц. Каждый из них участвует в гражданском обороте самостоятельно. Это, в частности, подтверждается нормами ст. 126 ГК, согласно которым Республика Беларусь, ее административно-территориальные единицы отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое может находиться только в республиканской или коммунальной собственности.
Республика Беларусь, ее административно-территориальные единицы не отвечают по обязательствам созданных ими юридических лиц, кроме случаев, предусмотренных законодательными актами.
Значительно участие Республики Беларусь и административно-территориальных единиц в обязательственных правоотношениях. Например, участие государства или административно-территориальной единицы имеет место в сделках по распоряжению республиканской или коммунальной собственностью. Государство может стать стороной в сделке при выкупе бесхозяйственно содержимых культурных ценностей (ст. 241 ГК).
Государство является субъектом деликтной ответственности. Например, в обязательствах из причинения вреда государство может выступать ответчиком за причинение вреда незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда (причиненный вред в данном случае возмещается за счет казны Республики Беларусь -ст. 939, 940 ГК).
Государство может являться субъектом наследственных правоотношений, причем в качестве полноправного наследника по завещанию. В наследственные отношения по выморочному имуществу вступают соответствующие административно-территориальные единицы.
Вышеприведенные положения действительны во внутреннем гражданском обороте. Что касается участия Республики Беларусь и административно-территориальных единиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, с участием иностранных юридических лиц, граждан и государств, то следует иметь в виду особенности, касающиеся прежде всего возможности привлечения государства к имущественной ответственности в иностранном суде, Поскольку здесь действует правило иммунитета суверенного государства. Особенности ответственности государства в гражданско-правовых отношениях с иностранным элементом определяются специальными законодательными актами (ст. 127 ГК).