Личностные качества (харизматические данные) и личная привлекательность – это одаренность человека талантом, в данном случае талантом общения, убеждения, влияния и т.д., наличие привлекательности, обаяния и других личностных качеств, которые положительно влияют на клиента и повышают авторитет социального работника.
Некоторые сотрудники легко находят выход из конфликтных ситуаций, другие владеют ситуациями сотрудничества и взаимопомощи, третьи хорошо «управляются» с разговорчивыми клиентами, а четвертые – с молчунами и т.п. Следовательно, роль личностных качеств социального работника в его профессиональной деятельности велика. Особо можно выделить такие качества, как гуманистическая направленность личности, уважение достоинства другого человека и самоуважение, социальная ответственность, справедливость, терпимость, вежливость, порядочность, эмпатичность (улавливание настроения людей, выявление их установок и ожиданий, сопереживание их нуждам), эмоциональная устойчивость и др.
Личностные качества социального работника можно разделить на три группы:
§ психологические качества, являющиеся составной частью способности к данному виду деятельности;
§ психолого-педагогические качества, ориентированные на совершенствование социального работника как личности;
§ психолого-педагогические качества, направленные на создание эффекта личного обаяния.
В первую группу качеств, необходимых для социального работника, входят: высокий уровень развития восприятия, памяти, воображения, мышления; умение управлять собственными психическими состояниями (преодоление усталости, апатии, стресса, тревожности и др.). Отсутствие каких-либо из перечисленных качеств может осложнить эффективную профессиональную деятельность.
Ко второй группе относятся такие психоаналитические качества, как самоконтроль, самокритичность, самооценка, а также стрессоустойчивые качества – физическая тренированность, способность к самовнушению, умение переключаться и управлять своими эмоциями.
К третьей группе качеств относятся: коммуникабельность (способность быстро устанавливать контакты с людьми), эмпатичность (улавливание настроения людей, выявление их установок и ожиданий, сопереживание их нужд), визуальность (внешняя привлекательность личности), красноречивость и некоторые другие.
Одежда и имидж
Одежда и внешний вид сотрудника имеют большое значение по ряду причин, прежде всего для поддержания здоровья и безопасности подопечных, самого сотрудника и окружающих его людей. Немаловажно первое впечатление, которое производит сотрудник.
Обувь на работе должна выполнять защитную функцию и быть удобной. При выполнении хозяйственных работ (помощь в приготовлении пищи, уборка и т.д.) сотруднику необходимо надеть халат или фартук. Другие защитные элементы одежды (резиновые перчатки, респиратор, обувь без каблука на резиновой подошве и пр.) предназначены для тех случаев, когда присутствует какой-либо риск (например, во избежание химических ожогов при использовании моющих или чистящих средств).
Личная гигиена сотрудника также играет важную роль в работе, подразумевающей близкий контакт с подопечными, коллегами и окружающими.
Конфиденциальность
Взаимоотношения сотрудников и подопечных основываются на доверии. Для того чтобы быть откровенными с Вами, люди должны быть уверенны в сохранности информации. Как сотруднику, предоставляющему уход, Вам необходимо узнавать некоторые подробности из жизни подопечных. Иногда они хотят поделиться своими тайнами - к этому необходимо относиться с уважением. Однако, в некоторых случаях, определенная личная информация должна становиться достоянием других сотрудников, что необходимо для предоставления подопечному правильного и полноценного ухода. В таких случаях сотруднику следует предупреждать об этом клиента, объясняя ему причину необходимости передачи данной информации тому или иному лицу.
Конфиденциальная информация ни в коем случае не должна становиться темой для общего обсуждения в неформальной обстановке. Помните, что Вы оказываете клиентам услуги на конфиденциальной основе. Профессиональной обязанностью каждого сотрудника является сохранение конфиденциальности информации и защита чувства собственного достоинства подопечных.
1.3. Общение
Необходимым условием деятельности социального работника является желание и умение находить формы и способы общения с различными категориями людей. Поэтому овладение навыками общения считается очень важным и значимым аспектом при подготовке социальных работников.
К навыкам общения относятся:
Ø умение выслушивать других;
Ø умение собирать информацию, основанную только на фактах, необходимых для анализа и оценки ситуации;
Ø умение устанавливать и эффективно развивать отношения;
Ø умение наблюдать и правильно интерпретировать вербальное и невербальное поведение окружающих; применять знания по теории личности и диагностические методы;
Ø умение добиваться доверия подопечных;
Ø умение обсуждать острые проблемы в позитивном эмоциональном настрое;
Ø умение проводить исследования;
Ø умение выступать в качестве посредника и улаживать отношения между конфликтующими индивидами или группами;
Ø умение налаживать связи с различными организациями;
Ø умение выявлять социальные потребности нуждающихся граждан и докладывать о них соответствующим должностным лицам;
Ø умение активизировать самостоятельные усилия подопечных по решению собственных проблем.
Люди взаимодействуют между собой посредством общения, но часто не задумываемся о том, как они это делают. На восприятие окружающими людьми нашего сообщения могут повлиять многие факторы. Следует не только говорить, но и слушать, полностью переключая свое внимание на собеседника. Внимательно слушая, Вы показываете собеседнику свою заинтересованность в нем, его значимость и свое желание услышать то, что он хочет Вам сказать.
Не менее важным является наблюдение за «языком тела» собеседника (мимика, жесты, позы и телодвижения). Наблюдая за человеком, Вы лучше поймете его внутреннее состояние и чувства, которые он испытывает в данный момент. Не менее важно осознавать язык собственного тела. Иногда смысл передаваемой информации зависит не от самих слов, а от тона голоса, выражения лица и позы человека. Например, мы стараемся не показывать своего неодобрения, но наш «язык тела» свидетельствует об обратном.
Если Вы будете задумываться над тем, как Вы общаетесь, то Ваши отношения с клиентами, коллегами и вышестоящими сотрудниками станут позитивным и более эффективным.
Общение с клиентами
Помните, что каждый клиент является личностью со своими индивидуальными потребностями. Некоторые любят поговорить и с удовольствием болтают, другие - более сдержаны. Постарайтесь сделать так, чтобы более разговорчивые и требовательные клиенты не завладели Вашим вниманием за счет замкнутых и менее требовательных.
В процессе общения принимайте такое положение относительно собеседника, при котором ваши глаза будут находиться на одном уровне. Старайтесь не разговаривать стоя с сидячими клиентами (например, в инвалидном кресле). Вам лучше тоже садиться, чтобы быть с ними на одном уровне.